Мечтательный премьер Дмитрий Медведев заявил, что у России есть шанс стать мировым лидером по производству молочной продукции. И, как водится, попал пальцем в небо. Производство молочки в стране падает. Хуже всего ситуация со сливочным маслом. В этом году делающие его заводы поставят антирекорд. Они произведут всего 200 тыс. т. товара.
Как известно, водка должна быть крепостью 40 градусов. Так и с маслом. Качественное сливочное обязано иметь 82% жирности. Не меньше. Но такого продукта в магазинах почти нет. Свыше 85% масла на полках – так называемое «сладко-сливочное» жирностью 50–79%. По гамбургскому счёту – дрянь. Более того, даже этот низкожирный товар стоит в магазинах от 200 руб. за килограмм. Ценники на настоящее сливочное тем более зашкаливают. Оно обходится в 300–400 руб. за килограмм. Масло 82%‑ной жирности могут позволить себе только жители крупных городов и богатых регионов.
Почему сливочное стало предметом роскоши – понятно. Делать качественное масло в России невыгодно. Чтобы произвести килограмм продукта 82%-ной жирности, нужно использовать 20–22 л молока. А оно у крестьян стоит не меньше, чем в Европе, – 16–17 руб. за килограмм. Вдобавок постоянно дорожает. За год закупочные цены на молоко выросли на 25%. При этом качество у него – ниже плинтуса. Производители жалуются на нестабильное содержание жиров и белка.
В результате качественное сливочное в России – побочный продукт, который сыродельные заводы изготавливают по остаточному принципу. Часто себе в убыток. К тому же на пятки отечественным производителям наступают иностранцы. Килограмм масла российского производства не может стоить меньше
300–350 рублей. В странах, где молоко дешевле, себестоимость гораздо ниже. К примеру, качественное масло из Австралии и Океании стоит на мировых рынках 4 доллара (130 рублей) за килограмм.
Неудивительно, что заграничный товар охотно везут в Россию. Треть масла в стране – импорт. В основном из Белоруссии, Финляндии, Новой Зеландии, Уругвая. Поставки из-за рубежа с каждым годом растут, производство сливочного внутри страны падает. Казалось бы, государству давно пора вмешаться в ситуацию. Если её не изменить, рано или поздно импортёры попросту задавят отечественного производителя. Помочь можно бы многим. Главное – развивать крупное животноводство. В том числе, чтобы поголовье росло, нужно обеспечить скотоводов дешёвыми кормами. Сено и силос – основная статья их расхода.
На бумаге за пять лет правительство закачало в хозяйства, занимающиеся коровами, порядка 100 млрд. рублей. На деле – никакого полезного эффекта от казённых денег не наблюдается. Корма дорожают, стадо не растёт. Такова
реальность, далёкая от розовых мечтаний Дмитрия Анатольевича.