Когда Россия вступала в ВТО, чиновники ударились в маниловщину. Дескать, товары потекут за рубеж полноводным океаном. Но мечты не сбылись. Отечественных производителей по-прежнему притесняют. ВТО неспособна даже предотвратить торговую войну, в которую вступают Россия и Евросоюз.
Шкурный интерес
С появлением ВТО торговля на планете не стала более мирной. За последние 15 лет количество барьеров против импорта выросло на треть. Воюют, что называется, все со всеми.
Взять рыбную отрасль. В ней что ни год – скандалы. Последний пример – креветочная война. На это крохотное ракообразное приходится 15% мирового рыбного рынка. В августе США обнаружили, что большая часть стран – поставщиков креветки поддерживает её разведение из казны. Мировой гегемон обиделся и ввёл заградительные пошлины для Китая, Индии, Эквадора. Удар вышел нешуточным. Только эквадорские рыбаки разом потеряли 1,2 млрд. долл. доходов в год. Сумма в 6% местного государственного бюджета.
Россию торговые войны затрагивают напрямую. Наша страна – на 8-м месте по размерам экспорта. Она опережает Италию и Великобританию. Могли бы подняться ещё выше, если бы не торговые барьеры. По самым скромным подсчётам, из-за них отечественные производители теряют 1–1,5 млрд. долл. в год. С ущербом китайских промышленников не сравнить – там из-за пошлин и санкций упускают почти 70 млрд. долл. в год. Но сумма более чем внушительная.
Минэкономразвития ведёт список злостных врагов российского экспорта. Он велик. Поставки отечественных товаров ограничивают 17 стран. География на любой вкус: Молдова, Индонезия, Корея, Австралия. Самые жёсткие ограничения – в Европе и США. На третьем месте по числу барьеров – когда-то братская Украина.
Пошлины и квоты мешают экспорту 74 российских товаров. Иногда запреты комичные. Азербайджану не приглянулись российские катамараны и яхты. Там с них берут акциз, как в России с водки и пива. Европарламент под давлением экологов запретил ввозить в ЕС волчьи шкуры. Вероятно, депутаты не знают, что в России с 1990-х гг. численность серых хищников в лесах выросла в 5–10 раз. Но большая часть барьеров – вполне серьёзные. Главным образом, в мире воюют с российским сырьём. Оно и понятно. Сырьё составляет две трети отечественного экспорта. Его вывозят более чем на 300 млрд. долл. в год.
Нефтяникам и газовщикам вентиль всерьёз не перекрывают. Российские углеводороды слишком важны, чтобы отказаться от них совсем. Настоящий враг для иностранных производителей – сталевары. Заградительные пошлины на их продукцию введены по всему миру. В США, Мексике, Индонезии, Таиланде. Причина проста. Отечественная сталь дешёвая и достаточно качественная. Себестоимость её – 400 долл. за тонну. Ниже только в Китае, но импорт его продукции давно ограничили во всём мире.
Несмотря на пошлины, до последнего времени отечественные металлурги поставляли на экспорт 30 млн. тонн стали. Почти половину всего, что производили. Более того, они успешно скупали заводы за рубежом. Несколько лет назад российские компании лили до 20% всей стали в США. Правда, в этом году тучная эпоха закончилась. Летом мировые цены на сталь рухнули до 200 долл. за тонну. Теперь у металлургов во всём мире чёрные времена.
Спички, пиво, лампочки
А что несырьевой экспорт? Промышленность и технологии? Как ни странно, они у страны ещё остались. По подсчётам Минэкономразвития, в прошлом году несырьевых товаров вывезли на 222 млрд. долларов. Россия торгует оружием, поставляет в ближнее зарубежье автомобили и строительное оборудование. Плюс отправляет за границу немного высокотехнологичной продукции: лазеров, композиционных паст для электроники, микросхем для бытовой техники. В прошлом году таких товаров экспортировали на 300 млн. долларов.
Увы, российских технологий в мире не опасаются. Разве что в Корее ради смеха запретили отечественную крафт-бумагу. Зато в странах СНГ как огня боятся наших товаров массового потребления. В Средней Азии отказались от российского пива. Молдова ограничила ввоз практически всех российских товаров – от моторных средств до лампочек. Украина держит заградительную пошлину даже на балабановские спички. Так страна спасает единственного местного производителя – Украинскую спичечную фабрику.
Спички спичками, а в конце лета из искры таможенных барьеров между Россией и Украиной возгорелось пламя. Наша страна оказалась на пороге полноценной торговой войны. Причём не только с братским соседом, но и с Евросоюзом.
Началось всё невинно – весной Украина повысила пошлины на ввоз импортных автомобилей. В том числе это ударило по России. Наша страна – крупнейший поставщик легковушек на Украину. Местные заводы отгружают их туда по 30 тыс. штук в год. Россия пожаловалась на соседа в ВТО. Вместе с ней это сделали ещё 20 стран, включая Японию. Но вместо переговоров Киев с 1 сентября ввёл дополнительный утилизационный сбор.
Импорт фактически прекратился. Тогда Россия сделала второй ход. Роспотребнадзор запретил ввоз продукции крупнейшего украинского производителя конфет. Вдобавок за соседскими товарами начала пристально следить таможня.
Киев пошёл на переговоры, но одновременно побежал жаловаться в Евросоюз. Теперь война разгорается по-крупному. К скандалу подключилась Литва. Вильнюс вручил Москве ноту протеста в связи с тем, что российская таможня тормозит грузы. Еврокомиссия требует от России оставить соседей в покое, а в качестве асимметричного ответа угрожает запретить ввоз в Евросоюз русской водки. Чиновникам, видимо, неизвестно, что водка в Европе вовсе не русская. Лидеры по продажам этого напитка – британская «Диагео» и голландская «ЭсПиАй».
Вся надежда на переговорщиков из правительства. Возможно, им удастся остановить вакханалию. Кое-какие успехи у Минэкономразвития в торговых спорах есть. В прошлом году министерство смягчило 16 барьеров, в этом – 5. Но даже если на этот раз удастся договориться с Европой, общая статистика в таможенных конфликтах не в российскую пользу. Экспорт из страны снижается, импорт растёт. Без решительного правительства никакое ВТО с этим справиться не поможет.