Аргументы Недели → Экономика № 35(377) от 12.09.2013

Лубяная модернизация

, 17:16

К России возвращаются лавры мирового производителя льна. Урожаи лубяной культуры растут. Ткани и одежда из льна снова пошли на экспорт.

В начале ХХ в. Россия выращивала половину мирового льна. Под лубяную культуру отводили 1 млн. га земли, а её экспорт приносил в казну 90 млн. руб. золотом. В СССР собирали три четверти мирового урожая. Но в 1990-е гг. в льняной отрасли, как и во всём сельском хозяйстве, разразилась катастрофа. Урожаи упали в 15–20 раз – до 20–30 тыс. тонн в год. По сборам лубяной культуры страна скатилась на седьмое место в мире. Уступили даже Эфиопии и Бангладеш.

В 2000-е гг. отрасль понемногу приходила в упадок. Урожаи льна не росли. Оборудование на фабриках старело. Три четверти лубяных производств до сих пор работают на станках 1980-х годов. К примеру, из-за этого остаётся низким качество первичной выделки льна – трепания. Когда стебель разделяют на волокна, важно, чтобы они получались как можно более длинными. Из волокон длиной 50–80 см делают качественные ткани, остальное идёт на верёвки и мешковину. «У российских производителей выход длинного волокна – 10–15%.На современных машинах – 25%», – объясняет замдиректора ВНИИ льна Татьяна Рожмина.

Кризис 2008 г. едва не погубил хиреющие производства окончательно. Продажи льняных изделий рухнули вдвое. Перед лубяными фабриками встал вопрос физического выживания. Именно тогда навсегда остановился знаменитый Смоленский льнокомбинат. Теперь в его корпусах располагается торговый центр. В Ярославской области обанкротился Гаврилов-Ямский льнокомбинат. Руководство завода месяцами задерживало зарплаты, из-за чего город Гаврилов-Ям, насчитывающий 18 тыс. жителей, едва не превратился в новое Пикалёво.

К счастью, в 2008 г. правительство догадалось субсидировать лубяных производителей. В первые два года им выделили 1,2 млрд. рублей. Сейчас дают по 300 млн. руб. в год, плюс сотни миллионов поддержки из региональных бюджетов. Редкий случай, когда финансирование помогло. С 2011 г. урожаи льна стабилизировались. Теперь его собирают 43–45 тыс. тонн в год. Урожайность подскочила вдвое – с 4 до 9 центнеров с гектара. Выпуск льняных тканей тоже перестал падать. Их изготавливают порядка 50 млн. кв. м в год.

Фабрики понемногу обновляют. Костромская область потратила на модернизацию льняных заводов не менее 500 млн. рублей. Там с каждым годом увеличивают производство Шолоховский льнозавод и Большая костромская льняная мануфактура. В Вологодской области в отрасль инвестировали более 2 млрд. рублей. Современные станки на местных заводах стоят с конца 2000‑х годов. В регионе производят ткани, вату, упаковку, салфетки, но главное – не забывают про знаменитое вологодское кружево.

Правда, Гаврилов-Ямский комбинат сохранить не удалось. Когда верстался номер, в редакцию пришло письмо из Ярославской области: «Комбинат 140 лет выпускал натуральные ткани из льна отличного качества. Сейчас наши прилавки завалены импортной продукцией из синтетики. Усилиями московских предпринимателей и банков в ближайшее время комбинат закрывают». Производство остановлено, в старых корпусах завода открывают музей.

Зато лубяной культурой всерьёз увлеклись в Сибири. На Алтае ею несколько лет назад занялись крупные агрохолдинги. Урожайность у них достигает европейских показателей – 10–12 центнеров с гектара. Теперь регион выращивает треть всего российского льна. Ещё 10% собирают под Омском. Волокно поставляют на фабрики по всей России. В том числе на расположенный под Владимиром Вязниковский комбинат.

Наконец, главная радость – русский лён снова пошёл на экспорт. До недавнего времени страна могла похвастаться только заграничными поставками семян льна-кудряша. Россия – мировой лидер по экспорту этого товара. Такого льна в стране собирают 7–8 тыс. тонн в год, 80–90% урожая немедленно увозят в Европу. Там из кудряша делают качественные олифу и краски, которые потом продают обратно в Россию. Но в последние годы фабрики начали экспортировать льняные ткани, шторы, одежду. К примеру, изделия костромских комбинатов поставляют в Европу, Австралию, США.

Исчезновение отрасли теперь точно не грозит. Наоборот, в правительстве строят амбициозные планы. Чиновники обещают, что через семь лет урожай льна вырастет до 160 тыс. тонн. Две трети собранного станут пускать на ткани, треть – на производство упаковок и ваты. В какой-то мере мечты могут сбыться. В последние годы российская текстильная промышленность бьёт рекорды. Текстиль оптом пользуется бешенной популярностью. В конце 2000-х гг. в стране выпускали 2,5 млрд. кв. м тканей в год, теперь – более 3,5 миллиарда. Ничего не мешает вдобавок к хлопку и синтетике выпускать больше качественного традиционного льна.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram