Бюджетное послание - движение к здравому смыслу?
14 июня 2013, 09:36 [«Аргументы Недели», Александр Карпов ]
Выступление президента РФ Владимира Путина с бюджетным посланием-2013 даёт повод для надежды, что иррациональное движение российской экономики, возможно, будет направлено в сторону здравого смысла. Конечно, если правительство справится, в чём как всегда сомневается экс-министр финансов Алексей Кудрин.
С отъездом в Париж наследника егорогайдаровских идей Сергея Гуриева, оккупировшая правительство либеральная часть нашей экономической элиты, несколько приуныла. Но грусть, как известно, делу не помощник. Надо слушать президента, и исполнять его указы. А это очень непросто, когда он всё время повторяет, что нужно лучше работать. Чтобы все его предвыборные социальные обязательства должны быть выполнены, не взирая ни на какие обстоятельства.
«Ждать, оттягивать принципиальные решения больше нельзя. Мы должны добиться нового качества бюджетной политики уже в ближайшее время. Такие условия диктуют нам и внутренняя, и внешняя экономическая конъюнктура. А она такова, что возможности по постоянному быстрому росту бюджетных расходов исчерпаны или близки к этим показателям. Если денег на всё не хватает - нужно определить приоритеты», - сказал Путин в четверг, представляя в Кремле ежегодное бюджетное послание чиновникам и депутатам.
«Увеличение социальных расходов, не обеспеченное ростом экономики, заведет страну в тупик. У нас нет более эффективного пути решения социальных вопросов, чем обеспечение темпов экономического роста. Приоритетом нашей политики всегда было и всегда будет улучшение уровня жизни российских граждан. Но должно быть понимание того, что единственно верный путь достижения этих целей - это решение вопросов в сфере экономики», - заявил Путин.
Эксперты обратили внимание на то, что раньше именно рост социальных расходов был основным стимулом для роста внутреннего спроса, который в свою очередь стимулировал экономику. В нынешнем бюджетном послании акцент смещен, пишет Прайм.
Президент пояснил, что экономический рост в России необходимо стимулировать, в том числе, за счет повышения эффективности расходов, структурных реформ в социальной сфере, сокращения дотаций Пенсионному фонду из казны и реализации самоокупаемых инфраструктурных проектов, финансируемых из Фонда национального благосостояния и пенсионных накоплений, но предупредил, что социальные и оборонные расходы резать нельзя. Перераспределение расходов бюджета должно осуществляться в пользу образования, науки и инфраструктуры, качественного улучшения работы социальных отраслей, стимулирования предпринимательской активности и частных инвестиций.
«Мы должны обеспечить устойчивость и сбалансированность бюджетной системы. Гарантировать безусловное выполнение обязательств государства, в первую очередь, социальных - даже в случае неблагоприятной внешней конъюнктуры. Именно для этого было принято бюджетное правило. Общий объем и госпрограммы вооружений, и средств, которые мы предусмотрели, должен остаться неизменным», - сказал Путин. При этом он сделал оговорку, что предприятия должны быть способны «принять» деньги, иметь соответствующую производственную и технологическую базу под исполнение контрактов по поставкам техники и вооружений, и если где-то такой готовности нет, то министерство обороны должно выйти самостоятельно с инициативой более рационального по времени выделения средств.
Те, кто ожидал услышать в бюджетном послании о пенсионной реформе, не ошиблись. Президент еще раз напомнил правительству, - «Подчеркну, по всем вопросам, связанным с дальнейшим развитием пенсионной системы, правительство должно принять решение в текущем 2013 году».
Принятие принципиальных решений по пенсионной формуле Путин назвал первоочередной задачей правительства в этом году. Пенсионная формула, по его словам, должна обеспечить дифференцированный подход к каждому гражданину. «Чем больше стаж и зарплата – тем выше должна быть пенсия. И, безусловно, формула должна быть справедливой, стабильной, прозрачной, и самое главное - понятной работникам и работодателям», - приводит слова президента Прайм.
Путин обратил внимание на необходимость сохранения базового тарифа страховых взносов для бизнеса на существующем уровне. «Нельзя решать проблему пенсионной системы за счет повышения фискальной нагрузки на бизнес, за счет подавления предпринимательской активности и экономического роста», - сказал он.
Президент России Владимир Путин поручил правительству определиться, целесообразно ли возвращать Федеральной налоговой службе (ФНС) администрирование страховых взносов,- «Прошу правительство определиться с целесообразностью передачи функций администрирования обязательных страховых взносов Федеральной налоговой службе». А затем подчеркнул, что не хочет, и не будет навязывать никакого мнения.
Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минфину и другим заинтересованным ведомствам рассмотреть вопрос о целесообразности передачи функций по администрированию обязательных страховых взносов в ФНС. В настоящее время эти функции возложены на Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования.
Минфин и Минэкономразвития поддерживают это нововведение, вопреки мнению вице-премьера Ольги Голодец, которая предупреждала о возможных негативных его последствиях.
Кроме того, должно быть сохранено право граждан самостоятельно выбирать, куда направить 4% страховых взносов - в распределительную или накопительную часть пенсионной системы. «Полагаю, что такое право должно быть. Но обращаю внимание правительства: это возможно только после принятия законодательства, которое в полной мере обеспечит создание работающей системы гарантирования пенсионных накоплений», - констатировал Путин. И заключил, - «В зависимости от параметров пенсионной формулы следует также обозначить масштабы использования средства Фонда национального благосостояния для покрытия дефицита Пенсионного фонда».
Последняя фраза президента вызвала позже противоречивую реакцию экспертов неуверенных в том, что пришло время обозначить масштабы использования средств ФНБ для покрытия дефицита пенсионной системы.
Одни эксперты услышали в этом угрозу бюджетному правилу. «Если речь идет о финансировании текущего дефицита ПФР, то можно говорить о намерении ослабить бюджетную политику, то есть найти способ для использования этих сбережений (нефтегазовых доходов) на текущие расходы, по сути. Это некая такая уловка, чтобы формально сохранить бюджетное правило, но, в тоже время, текущие расходы бюджета увеличить. Конечно, это не очень хорошо», приводит оценку директора Института «Центр Развития» НИУ ВШЭ Натальи Акиндиновой Рейтер.
А вот приободрившийся Кудрин считает, что речь идет не столько о сиюминутных тратах, а о разработке правил и механизмов расходования ФНБ. По его словам, этим надо было заняться гораздо раньше. «Конечно, я бы не хотел, чтобы этот фонд тратился на дефицит Пенсионного фонда сейчас, потому что впереди будут еще более серьезные вызовы. Их нужно четче просчитать, определить примерное правило, когда этот фонд мог бы начать тратиться. Безусловно, его придется тратить», - отметил Кудрин, зациклившись на ненавистном глаголе, и уточнил, что это связано с усиливающимися демографическими проблемами.
Одним из главных сюрпризов послания стало предложение рассмотреть альтернативы Росфинагентству, которое должно было управлять госдолгом, средствами Резервного фонда и ФНБ. Эксперты усмотрели в этом однозначное решение отказаться от создания новой структуры. Кого-то перекосило, а кто-то вздохнул с облегчением.
При этом год назад, в предыдущем бюджетном послании, президент заявил, что необходимо создать все условия для того, чтобы уже в начале 2013 года Росфинагентство смогло приступить к своей практической деятельности. По всей видимости, работать агентство не начнет, тем более что ЦБ РФ уже получил поручение разработать новые механизмы управления международными резервами.
«Сейчас правильно поставить вопрос о том, чтобы ЦБ изменил свою политику размещения этих 550 миллиардов в связи с тем, что Росфинагентство приказало долго жить, так и не родившись. Этим нужно заниматься, и этот вопрос стоит у нас на повестке дня», - прокомментировал новую реальность зампред ЦБ Сергей Швецов, недавно продливший свои полномочия.
Экс-министр финансов Алексей Кудрин также не увидел ничего плохого в том, что новая структура так и не будет создана, ввиду отсутствия в этом факте элемента критичности.
Особенно актуально прозвучало требование президента Путина о необходимости принятия мер по ограничению возможностей оптимизации налогов и перевода прибыли в офшорные зоны.
При этом он призвал продолжить упрощение налогового учета и «максимально сблизить его с бухгалтерским учетом», а также в целом повышать качество налогового администрирования.
Вместе с тем, по словам Путина, необходимо повысить фискальную нагрузку на собственников «престижного дорогого имущества».
«Мы должны создать такие налоговые условия, чтобы вкладывать деньги в Россию было выгоднее, чем прятать их где-то на островах или тратить на предметы роскоши», - добавил глава государства.
Поручение о законодательном оформлении единого базового перечня государственных и муниципальных услуг президент сформулировал так, - «Пора перейти к конкретным действиям, к внедрению новых принципов финансирования, когда деньги следуют за потребителем услуг, за гражданином, а не идут на содержание контор. Для этого в первую очередь нужно законодательно закрепить единый базовый перечень государственных и муниципальных услуг и сформировать единую методологию расчета затрат на оказание таких услуг».
При этом необходимо основные параметры государственного задания включить в качестве целевых показателей госпрограммы, чтобы было понятно, каких ориентиров должны достичь здравоохранение, образование, культура, другие приоритетные отрасли.
Далее Путин поручил правительству доработать госпрограммы, увязав их с имеющимися бюджетными ресурсами. Поскольку отдельные программы были приняты в нескольких вариантах, которые существенно отличаются друг от друга, как по планируемым результатам, так и по объемам финансирования.
«Госпрограммы на практике должны увязать стратегические и бюджетные элементы планирования, установить общие требования к политике федеральных ведомств и регионов в соответствующих сферах, а, в конечном счете - стать инструментом выработки и реализации государственной политики на долгосрочную перспективу», - разъяснил он министрам, что нужно делать, и поручил определить и поддержать наиболее важные направления.
«Прошу на этапе подготовки бюджета еще раз провести анализ госпрограмм, определиться с приоритетами, обеспечить соответствие поставленных целей и реальных бюджетных возможностей», - заявил Путин.
Президент дал задание в течение трех месяцев завершить разработку бюджетной стратегии на период до 2030 года и, если это потребуется, внести изменения в долгосрочный прогноз социально-экономического развития. При этом он обратил внимание на то, что в стратегии необходимо оценить возможные риски и «четко обозначить, как мы будем действовать при любом сценарии, включая неблагоприятный».
Озвученное в четверг бюджетное послание стало последним в нынешнем формате - со следующего года оно будет включено в президентское послание к Федеральному собранию. Путин поручил правительству подготовить соответствующие поправки в законодательство. Таким образом, глава государства будет выступать с посланием перед парламентом и правительством один раз в год.
Аналитики отреагировали на выступление Путина сдержанно. Они не услышали конкретики,, упрекнули власти за непоследовательность, увидели угрозу бюджетному правилу, ограничивающему расходы, резюмирует Рейтер.
Затухающий экономический рост осложнил правительству выполнение поставленных Путиным задач, и Минфин повысил оценку бюджетного дефицита на 2014-2015 годы, но пообещал закрыть дыру в казне, не увеличивая долгов.
Министр финансов Антон Силуанов после выступления Путина назвал дополнительными ресурсами финансирования президентских наказов борьбу с уклонением от уплаты налогов, ускорение приватизации, увеличение дивидендов госкомпаний и пересмотр налоговых льгот.
«Увеличения доходов недостаточно - надо резать расходы, причем сейчас, потому, что худшее – впереди», - предупредил «жадный» министр.
Министр экономики Андрей Белоусов по-прежнему мечтал о глобальной приватизации.
А Кудрин выразил некое сомнение в дееспособности правительства, что все меры и предложения из послания будут реализовываться нужными темпами. «Положительно, что есть общие правила, но вот насколько будет правительство двигаться в рамках перераспределения структуры расходов, более соответствующих росту, мы пока не знаем. Будет ли это сделано более смело, как это требует сегодня экономика, или будет половинчато, мы пока не видим», - размышлял он, как всегда, не надеясь увидеть. Но находил в послании президента немало разумных мер.