Аргументы Недели → Экономика № 22(364) от 14.06.2013

Медовуха со вкусом колы

, 17:07

Медовуха и сбитень пользуются популярностью. Их потребление растёт на 20% в год. Но не успели медоваренные заводы обрадоваться спросу, как начались неприятности. Сначала государство в рамках антиалкогольной кампании сократило их число в 10 раз. Теперь остатки производств решили прибрать к рукам транснациональные корпорации.

Традиционных русских слабоалкогольных напитков в стране выпивают 6–6,5 млн. литров в год. Самый популярный из них – классическая медовуха. Она готовится просто. Мёд смешивают с водой, добавляют дрожжи и оставляют в тёмном месте бродить. Иногда предварительно сусло варят. Тогда брожение занимает несколько дней. Но чаще этого не делают. Вхолодную напиток готовится 3–4 недели, зато он получается качественнее и вкуснее. К тому же без варки из алкоголя не исчезают полезные свойства мёда.

Медовухи в России разливают порядка 3 млн. литров в год. Фабрики работают в Суздале, Великом Новгороде, на Алтае. У каждого производителя собственный рецепт. Кто-то для вкуса добавляет хмель, кто-то кладёт травы для запаха. Часто для градуса добавляют сахар. Ограничений только два. По закону лить спирт в медовуху запрещается. Допускается только естественное брожение. При этом в сусле, из которого изготавливают напиток, должно содержаться не менее 8% мёда. Заменять его красителями и ароматизаторами тоже нельзя.

Цены на медовуху низкими не назовёшь. Пол-литра хорошего напитка в магазинах стоит 100–150 руб. – в 2–3 раза дороже пива. Но у производителей есть оправдание. Они ещё не научились удешевлять продукцию с помощью хитрых технологических тонкостей. Ингредиенты у производителей медовухи по большей части натуральные. С выдержкой, в отличие от «пивняков», они тоже особенно не мухлюют. В результате себестоимость качественной медовухи – аккурат в 2–3 раза выше, чем пива.

Ещё один традиционный русский напиток – сбитень. Его в стране выпивают примерно 0,5 млн. литров в год. Сбитень тоже делают с добавлением мёда, но с медовухой у него мало общего. Исторически он – аналог чая. Сто лет назад так называли безалкогольный напиток, сваренный из смеси мёда, патоки и разного рода трав. Его пили горячим, чтобы согреться в мороз. В наши дни в сбитень часто добавляют алкоголь. Причём у производителей изрядный простор для фантазии. Состав напитка не прописан ни в каких законах, поэтому в сбитень льют соки, вино, даже спирт. В магазинах сбитень стоит примерно столько же, сколько медовуха, но при этом его качество полностью остаётся на совести производителя.

Наконец, третий традиционный напиток – яблочное вино. Кроме России, оно популярно во всей северной и центральной Европе. Что неудивительно: яблоко – один из немногих фруктов, который в здешних широтах вообще растёт. В наши дни русское название «яблочное вино» забыто. Его производители называют свой алкоголь на французский манер – сидр. В нашей стране яблочного вина потребляют примерно столько же, сколько медовухи: около 3 млн. литров в год.

Правила производства у сидра куда строже, чем у сбитня. В законодательстве чётко прописано: напиток должен изготовляться из яблок или восстановленного яблочного сока. Спирт добавлять нельзя. Так что качество у этого алкоголя в стране – на уровне. Но есть две проблемы. Во-первых, в России сильны воспоминания о 1990-х гг., когда сидром называли бурду, сделанную из низкокачественного спирта и ароматизаторов. Во-вторых, львиная доля российского яблочного вина делается с добавлением сахара. Тогда как изрядная часть населения привыкла к вкусу европейского сидра – сухого. В результате в стране пользуется спросом иностранный товар. Половина яблочного вина в магазинах – импорт.

До прошлого года производителям традиционных напитков жилось вольготно. Они увеличивали мощности и подсчитывали барыши. Но летом 2012 г. до медоваренных заводов дошла волна антиалкогольной кампании. Государство потребовало лицензировать медовуху и сбитень так же, как водку и вино. Казалось бы, раз другие алкогольщики с нововведением справились, его переживут и производители традиционных напитков. Но не тут-то было.

Дело в том, что в отличие от водки сбитень и медовуху производили в основном мелкие заводы. Их владельцы вложили в дело по 10–20 млн. рублей. Чтобы купить лицензию, стоящую 7–10 млн. руб., у них попросту не хватило денег. В результате год назад мелкие производители разом вымерли. Число медоваренных заводов в стране сократилось в 10 раз. Выстояли только крупные региональные заводы, которым удалось увеличить продажи за счёт исчезнувших конкурентов.

Весной законодатели наконец схватились за голову. Лицензирование сбитня, медовухи и сидра отменили. Причём сделали по уму, что редко случается с депутатами. Заводам больше не удастся под видом сбитня гнать крепкую бурду: без лицензии теперь можно производить только напитки, в которых не более 6,5 градусов спирта. Вдобавок, производители всё-таки пополняют бюджет за счёт акцизов. Но сборы щадящие – 7 руб. с литра.

Не успели медоваренные заводы вздохнуть свободно, как нагрянула новая напасть. На зачищенный от мелких предпринимателей рынок решили выйти транснациональные корпорации. Американские производители газировки уже изготавливают две трети российских соков и 10% кваса. Теперь они замахнулись на традиционный русский алкоголь. Известно, что делать сбитень, медовуху и сидр собирается компания «ПепсиКо». А, как показывает практика, вслед за «Пепси» обычно начинает производство главная соперница – «Кока-кола».

Если корпорации всерьёз возьмутся за дело, им не составит труда задавить или перекупить оставшиеся на плаву региональные заводы. После этого сбитень и медовуху начнут продавать в каждом магазине. Только изготавливать их будут не по традиционным технологиям, а по новейшим современным. Проще говоря, с изобилием пищевых добавок и концентратов.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram