Контроль может выйти из-под контроля
26 апреля 2013, 12:34 [ «Аргументы Недели. Петербург» ]
Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека провел выездное заседание в Санкт-Петербурге: обсуждали проект федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
Для российского бизнеса этот документ, в его нынешнем виде, представляет реальную угрозу.
Как отметил Председатель Совета Михаил Федотов, законопроект позволит гражданам воспользоваться гарантированным Конституцией правом на непосредственное участие в управлении делами государства путем осуществления общественного контроля.
Как это будет на практике? Документ предлагает несложный механизм: чтобы приобщиться к общественному контролю, надо зарегистрироваться на сайте Электронного ресурсного центра общественного контроля (ЭРЦОК), а затем, получив по электронной почте сертификат со всеми необходимыми подписями, распечатать его и смело приступать к надзорной деятельности.
В законе есть также статьи, обязывающие государственные органы реагировать на обращения общественных контролеров и предоставлять им все необходимые сведения для осуществления ими контрольных функций. Более того, государственные и правоохранительные органы обязаны реагировать на отчеты контролеров и в случае необходимости привлекать к ответственности нарушителей.
Законопроект разрабатывался несколько лет. В осеннюю сессию планируется внести его в Государственную Думу, чтобы с 2014 года он начал действовать.
Документ вызвал бурную и неоднозначную реакцию. «Этот проект федерального закона, в принципе, — очень хорошая и правильная идея, — отметил член Совета Леонид Поляков, — но, как известно, дьявол в деталях, и я вижу, что есть в нем положение, из-за которого могут серьезно пострадать индивидуальные предприниматели». По его мнению, формулировка пункта 2 статьи 9, в которой записано, что «объектами общественного контроля являются коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели в той части, в которой их деятельность затрагивает общественные интересы», слишком расплывчата и таит в себе большую опасность.
«Сегодня существуют такие понятия, как «коррупция», «кошмарить бизнес» и «недобросовестная конкуренция», — пояснил г-н Поляков. — Если эта статься пройдет в законе в том виде, как она сейчас зафиксирована, то она откроет широкие возможности для теневых сторон нашей экономической жизни. Ведь любая заявка, любой, так сказать, сигнал от какого-нибудь зарегистрированного контролера в правоохранительные органы немедленно приведут к тому, что они будут реагировать, — таково требование закона. Если таких сигналов будет десять, то бизнес будет приостановлен и уничтожен. Так что мои опасения связаны в основном с этим».
Еще больше «блох» выявил руководитель Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов. В первую очередь, он отметил коррупционность документа. По его мнению, законопроект легко можно использовать в целях наживы или уничтожения конкурентов. Кроме того, следуя букве закона, любой общественный контролер может нарушить закон, потому как, с одной стороны, проверка должна быть публичной (ее результаты необходимо выкладывать в интернет, либо публиковать в СМИ), с другой — он должен соблюдать конфиденциальность информации, распространение которой ограничено федеральными законами.
«В законе есть положение, не позволяющее общественному контролеру проверять организацию, к которой у него есть претензии, и в наличии так называемый конфликт интересов, но кто мешает этому человеку попросить своего знакомого провести подобную проверку?» — задаются вопросом участники заседания.