Петербургским чиновникам оптимизма не занимать — в ближайшие годы они ждут серьезного экономического роста, хотя предпосылок для этого немного, считают эксперты.
На сегодняшнем заседании правительства петербургский градоначальник Георгий Полтавченко поставил цель для города — выйти на ежегодный рост валового регионального продукта (ВРП) на уровне 5-7%.
По данным, озвученным председателем комитета по экономической политике и стратегическому планированию Анатолием Котовым, ВРП Петербурга по итогам прошлого года вырос на 4% по сравнению с 2011г. и составил 2 трлн 138 млрд руб.
Среди факторов, влияющих на рост ВРП, Г.Полтавченко назвал поддержку стратегических инвесторов. Он отметил, что у города есть недопонимание с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) по вопросу льгот для таких инвесторов, и этот вопрос, по словам губернатора необходимо решать путем диалога. "Я считаю, что стратегический инвестор имеет право на определенные дополнительные преференции со стороны города, иначе его просто не привлечь", - подчеркнул градоначальник.
Один из конфликтов между ФАС и местными чиновниками дошел недавно до суда. Антимонопольный орган оспорил в арбитраже городской закон, вводящий льготы для стратегических инвесторов при получении недвижимости для строительства и реконструкции. В результате суд отменил понятие "стратегический инвестор", введенное, кстати, еще при Валентине Матвиенко.
Однако эксперты не видят серьезных оснований для роста ВРП, о котором мечтают чиновники, независимо от льгот для инвесторов. Отвечая на вопрос РБК, возможен ли для города в обозримом будущем 5-7%-й рост экономики, заместитель гендиректора консалтингового холдинга МКД Виктор Кузнецов отметил, что основания для такого экономического роста еще нужно найти.
"Можно было бы рассчитывать на военно-промышленный комплекс, где Санкт-Петербург — достаточно видный игрок. К нам поступают проектные заказы — на "Алмаз", "Малахит", заказы на строительство - "Балтийский завод" и "Северная верфь", - говорит он. Но объем выполненных работ ВПК - это непрозрачная система, а значит сделать прогнозов по ним не получится.
На чем базируется уверенность властей, пока для эксперта остается неясным. Можно лишь предполагать, какие отрасли экономики могут стать драйверами роста петербургской промышленности. По мнению В.Кузнецова, у логистики, транспорта есть потенциал, ведь Петербург — транзитный город. "Но нужно понимать, что, к примеру, Большой порт Петербурга уже можно расширить только за счет технологических усовершенствований, земли там нет, а это уже другие инвестиции. С другой стороны, падает потребительская активность, как в мире, так и в России", - сказал аналитик.