Ситуацию с финансовым кризисом на Кипре французские СМИ сравнили с историей о трех мушкетерах: на самом деле, их было четыре. Россия примкнула д’Артаньяном к группе Евросоюза, МВФ и Центробанка Европы.
Кризис обнаружил неожиданно для многих, что 40% вкладов на Кипре принадлежат россиянам и российским организациям, причем и государственным тоже. Немецкие финансовые службы уже выяснили, что российскими организациями и гражданами открыты на Кипре вклады на общую сумму около 20 миллиардов евро. Через различные филиалы на Кипре зарегистрированы как Газпром, так и Лукойл, по данным газеты Le Figaro. На Кипре часть компаний и вкладов принадлежит прямым и косвенным путем холдингу Романа Абрамовича. Крупные государственные банки также имеют свою долю в кипрских вкладах.
В понедельник налог на вклады станет предметом интенсивных переговоров в Москве между министром финансов Кипра и его российским коллегой, сообщает Франс пресс. Председатель ассоциации региональных банков России Анатолий Аказаков уже признался, что в его глазах репутация Кипра, как надежного хранилища средств, подорвана навсегда. С Кипра уже ушли наиболее дальновидные, некоторые надеются продать свои активы на волне предполагаемой в качестве одной из мер оздоровления приватизации.
Кремль уже конфиденциально сообщил, по данным газеты Le Figaro, что в обмен на относительно спокойное отношение к отъему части российских денег, он готов принять информацию о вкладчиках, особенно имеющих отношения к «стратегическим» предприятиям. Так, премьер-министр Дмитрий Медведев намекнул, что не знает, кто является конечным собственником аэропорта Домодедово – а юридическое лицо, которое владеет им номинально, как раз переехало недавно на Кипр.
Эксперт международной IT-компании Paragon Александр Захаров полагает, что Россия в ответ на фискальные действия требует фискального сотрудничества. В условиях давления остальных трех мушкетеров, «troika» Евросоюза, Международного валютного фонда и Центрального европейского банка, Кипр, скорее всего, будет сговорчивым.
Европейские биржи на фоне событий на Кипре упали незначительно - всего на 1,42%, что свидетельствует о незначительной вовлеченности большинства европейских вкладчиков в кризис Южной Европы.