"Европейский грипп" неизбежно поразит слабые банки России" - под таким заголовком деловой еженедельник "Компания" публикует антирейтинг российских банков, которые могут первыми пострадать в результате мирового кризиса.
Слабым звеном, подчеркивает издание, могут оказаться мелкие и средние банки, не имеющие доступа к рынку капитала и фондирующие свою деятельность преимущественно за счет привлечения вкладов физических и юридических лиц. Возглавляет антирейтинг из 12 финансовых учреждений ставший уже печально известным критикой со стороны финансовых экспертов 2Тбанк. В рейтинг вошли также некоторые другие хорошо известные на финансовом рынке банки.
"Уроки кризиса-2008
События "черной осени" 2008 года наглядно продемонстрировали: незначительные на первый взгляд негативные явления многократно усугубляются кризисом доверия. Этот кризис поражает, с одной стороны, клиентов финансово-кредитных организаций, с другой стороны, сами банки. Клиенты, напуганные динамикой курсов валют по отношению друг к другу, негативными новостями и пессимистичными прогнозами аналитиков (в которых обычно нет недостатка), начинают массово выводить средства со счетов. Банки лишаются ликвидности, и в то же время, лишаются источников ее пополнения, поскольку участники рынка межбанковского кредитования перестают доверять друг другу. Ставки по межбанковским кредитам стремительно растут, и в какой-то момент становятся неподъемными для заемщиков. Рынок МБК фактически "замораживается", объемы сделок на нем сокращаются в разы. Так, в ноябре-декабре 2008 года объем рынка МБК был в 10 раз меньшим, чем в июле - августе того же года. На практике это означало то, что банки кредитовали лишь контрагентов, которых очень хорошо знали и которым безусловно доверяли. Остальные участники рынка МБК остались на "голодном пайке".
Кризис ликвидности, как подчеркивает заместитель генерального директора рейтингового агентства "Эксперт РА" Павел Самиев, зачастую бывает более опасным, чем кризис капитала. Кризис ликвидности наступает для многих участников рынка неожиданно и "убивает" слабые банки в течение нескольких дней или недель. В отдельных случаях его могут "купировать" беззалоговые аукционы, проводимые Банком России, и аукционы Минфина по размещению бюджетных средств. Проблема только в том, что допускаются к участию к этим аукционам далеко не все действующие финансово-кредитные организации, а "узкий круг" банков, в чьей стабильности и платежеспособности уверены на данный момент регуляторы рынка.
Как выходят из "кризисно-ликвидной" ситуации мелкие и средние банки? Стандартным способом - привлекают средства вкладчиков, предлагая повышенные проценты по депозитам. Конец 2008 года и первая половина 2009 года - наглядный тому пример. Некоторые банки предлагали ставки по вкладам на 5-7%, а то и более процентов превышающие действовавшую тогда ставку рефинансирования ЦБ. Результатом таких действий стало возникновение "ножниц": на рынке отсутствовали финансовые инструменты, в которые банки могли бы размещать такие дорогие средства. В итоге некоторым участникам рынка пришлось вводить дополнительные комиссии по вкладам, "сбивавшие" официальные ставки. А некоторые банки были вынуждены "тащить" на себе дорогие пассивы, что плохо сказывалось на финансовом положение кредитных организаций.
Четыре года спустя
Если предположить, что история повторится, и российскую финансовую систему опять поразит "зарубежный грипп", то какой может быть ситуация сейчас? В чем-то лучше, в чем-то хуже, заверяют регуляторы рынка. Лучше потому, что ЦБ и Минфин владеют антикризисным инструментарием, потому, что страховые гарантии по вкладам были повышены в разгар кризиса-2008 до 700 тыс. рублей. Наконец, потому, что многие банки стали уделять больше внимания управлению ликвидностью. Многие, конечно, означает не все.
С другой стороны, ситуация может оказаться и более сложной для ряда банков, проводящих агрессивную или сверхрискованную политику. В последнее время нормы регулирования и надзора на банковском рынке последовательно ужесточаются. С 1 июля 2012 года вступила в силу новая редакция инструкции 110-И Банка России, предусматривающая повышенные резервы по отдельным видам наиболее рискованных банковских операций. Сейчас регулятор рынка работает над поправками в 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности". В соответствии с этими поправками, банкам придется формировать повышенные резервы не только по кредитам, предоставленным так называемым "связанным заемщикам", но и по инвестиционным проектам (в случае, если инвестиционный характер этих проектов вызывает у регулятора сомнения). ЦБ, ужесточая регулирование, преследует очевидную цель: минимизировать риск использования привлеченных банком средств для кредитования несуществующих компаний или юрлиц, не ведущих хозяйственную деятельность (так называемый "нереальный бизнес"). Потому, что такое кредитование зачастую равносильно выводу активов в пользу либо собственника (собственников) банка, либо топ-менеджера (топ-менеджеров).
Ужесточение регуляторных требований объективно приводит к увеличению нагрузки на капитал банков. В "мирное время" это - не самое страшное последствие, - но в периоды кризисов выполнение повышенных регуляторных требований может обернуться для некоторых банков катастрофой. Тем более в ситуации, когда рынки капитала закрыты, а акционеры не горят желанием вкладывать средства в свои банки (поскольку маржа банковского бизнеса снижается).
Высокие ставки не всегда привлекательны
Банки, как известно, коммерческие организации: проблемы управления ликвидностью и управления капиталом они должны решать самостоятельно. А что делать в кризисной ситуации рядовым россиянам, стремящимся сохранить свои средства? До сих пор каждый экономический и финансовый кризис России ранее сопровождался либо "шоковой", либо "мягкой" девальвацией национальной валюты, но сегодня государство твердо намерено не допускать более подобных явлений. Тем не менее, проблема от этого не становится менее простой.
Как уже говорилось, в периоды кризиса банки, кровно заинтересованные в привлечении оборотных средств (ликвидности), начинают предлагать потенциальным вкладчикам очень привлекательные условия - прежде всего, с точки зрения величины ставок и возможности пополнения вкладов. Правда, сейчас регулятор уже достаточно жестко отслеживает первый параметр. Банки лишены возможности "задирать" ставки, если они делают это, то им может быть вынесено предписание, а затем может быть введен временный запрет на привлечение вкладов - до момента, пока финансово-кредитные организации не отрегулируют свою депозитную политику. И уже что недалек тот день, когда банкам, устанавливающим повышенные ставки, придется "доплачивать" за это из своего кармана в Фонд страхования вкладов: сейчас обсуждается совместная инициатива ЦБ, Минфина и АСВ о введении повышенных норм отчислений в Фонд для банков, предлагающих ставки по вкладам выше, чем рекомендуемый ЦБ уровень.
Тем не менее, можно предположить, что в случае обострения кризисных явлений регуляторы рынка смягчат свои требования, и вкладчиков снова будут привлекать высокими ставками по депозитам. В этом случае, как показывает практика, прежде всего, надо смотреть на банк и помнить, что "слабым звеном" зачастую могут стать небольшие по размеру финансово-кредитные организации. У них, в отличие от "крупняка", нет оснований рассчитывать на господдержку, они подчас сильнее увлекаются "инвестиционными проектами" и кредитованием "связанных заемщиков" (аффилированных предприятий). Еще один момент - некоторые малые и средние банки еще не могут похвалиться "прозрачной" структурой собственности и наличием профессионального топ-менеджмента. И, наконец, как уже указывалось, такие банки не имеют прямого доступа к средствам Минфина и ЦБ, размещаемым на аукционах. Соответственно, их шансы обслуживать дорогие депозиты намного меньше, чем у банков, входящих, например, в ТОП-30 или ТОП-50 (справедливости ради, следует добавить, что эти банки предлагают как раз крайне заниженные ставки по депозитам).
Инфляция "съедает" возмещение
Поэтому совет, который можно дать вкладчикам, простой: в периоды кризиса не стоит ориентироваться исключительно на величину ставки по вкладам. Да, гарантированное страховое возмещение вы получите, почти за 10 лет существования Агентства по страхованию вкладов прецедентов невыплат не было. Но если на счету лежит 700 тысяч рублей (максимум по гарантиям АСВ), то проценты по ним "сгорят", а само "тело" вклада пострадает от инфляции.
Во-первых потому, что за время "бесполезного" лежания на депозите деньги вам ничего не "заработают", во-вторых, потому, что Агентство начинает выплаты не сразу, а через некоторое время после того, как банк объявляется "лопнувшим".
К тому же страховое возмещение в размере 700 тыс. рублей - это уже не те деньги, что были четыре года назад. По словам заместителя генерального директора Агентства по страхованию вкладов, Андрея Мельникова страховое покрытие "подгрызает инфляция": в ценах 2008 года 700 тыс. рублей уже превратились в 500 тыс. рублей. Правда, Агентство по страхованию вкладов решило в данном вопросе сработать на опережение: с 1 января 2013 года размер страхового возмещения может возрасти до 1 млн рублей. Но это не снимет "ключевого вопроса": удастся ли с помощью такой меры, как повышение размера страхового возмещения, полностью решить проблему защиты депозитов граждан?
Впрочем, стоит отметить, что далеко не все должно делать государство, каждый конкретный гражданин тоже обязан заботиться о сохранности своих сбережений. Смотреть на рейтинги банков (как, например, последний рейтинг от АНН), выявлять среди них потенциально опасные и, соответственно, ни в коем случае не нести туда деньги. И это вовсе не значит, что искать выгодные варианты опасно просто по определению. Наоборот, их искать можно и даже нужно, но только среди финансовых институтов, надежность которых не вызывает сомнения."