В РФ заканчивается очередной северный завоз. Ещё немного – лёд перекроет дорогу судам, поэтому важно успеть. Кажется, плановая доставка огромного объёма грузов на Север – штука почти ностальгическая. Что-то из времён, когда осваивали целину и мечтали о яблоневых садах на Марсе. На деле и сейчас без северного завоза невозможна жизнь 10 млн. человек. Шутка ли – остаться без еды и топлива зимой на Крайнем Севере! Да и не только зимой.
Миллиарды в ледовом плену
В масштабах страны северный завоз идёт круглый год. Но самое жаркое время – с середины лета по ноябрь. Например, для Якутии завоз начинается в мае, завершается к 1 ноября. В 2012 г., пока вода открыта, по плану надо перебросить с Большой земли 1,7 млн. т грузов. Включая 740 тыс. т бензина и солярки, 372 тыс. т угля. Ещё везут продовольствие. Например, для якутских улусов в 2012 г. надо подвезти – 6 тыс. т муки. Для сравнения: столько поместится в 88 железнодорожных вагонах.
При этом не каждое судно доходит до порта назначения: северные реки капризные. Якутские Индигирка и Колыма – вдобавок мелководные, на перекатах легко сесть на мель. Порой застревают караваны из десятка кораблей, как произошло в 2005 году. Так и загорали неделями, пока краевые депутаты не обратились с челобитной к тогдашнему главе РАО «ЕЭС» А. Чубайсу. Он дал отмашку, Колымская ГЭС сбросила воду, наполнив реку и освободив корабли из плена.
На Чукотке самый разгар северных поставок – июнь. Товары в этих краях тоже двигаются небыстро. Летом – приходят в порт Певек, дальше водных путей до крупных посёлков нет. Поэтому в Певеке тысячи тонн груза ждут зимы, лишь тогда вновь отправляются в дорогу. Основной транспорт – сани! Зная это, с улыбкой вспоминаешь слова Г. Грефа. «Уже к 2013 году регионы Дальнего Востока, в частности Якутия и Чукотка, забудут о проблеме северного завоза», – объявил он в марте 2007 года.
Если бы так! Например, отдалённые гарнизоны на Дальнем Востоке в 2012 г. получат последние партии продуктов и топлива – вообще к декабрю. В целом график завоза по Восточному военному округу в нынешнем году сильно срывается. Пока выполнено только 60% плана. Так и до следующего года с завозом дотянуть недолго. Несладко и на Камчатке, особенно в тех местах, где расположен бывший Корякский автономный округ.
Что ни год, топливо в сёлах кончается быстрее, чем успевают поставить спасительные дороги-зимники, по которым может прийти подмога. Дизели замирают, тысячи людей остаются без тепла и света. Хорошо, регулярно выручает чудом сохранившийся у местного отделения МЧС старый вертолёт Ми-26. Когда приходят сигналы бедствия, машина привычно пускается в путь, развозя по сёлам солярку.
Кромка мира
На Колыме, где отопительный сезон начинается в сентябре, который год подряд вымерзают несколько посёлков. Хотя топлива в крае достаточно. Докеры местного порта даже установили общероссийский рекорд. Единственный поставщик кемеровского угля в регион – теплоход «Золотая Колыма». Обычно разгрузка такого судна занимает неделю, но в Магадане научились управляться за двое суток. Всё ради того, чтобы корабль успел сделать как можно больше рейсов за навигацию (каждая ходка в порт Ванино – две недели). Потому что в декабре Охотское море покроется льдом, а ледоколы – это дорого. Всё ничего, только несколько лет назад паводком снесло единственный мост, соединявший регион с одним из районов – Тенькинским. Мост так и не восстановили, поэтому уголь в отрезанный от мира район не доходит.
Отдельная статья – Таймыр. Как обойдётся без северного завоза полуостров, знаменитый не только плато Путорана (размером с Британию), но и 60-градусной зимой? Летом суда с топливом и едой из Красноярска проходят 2 тыс. км вниз по Енисею. Время поджимает – уже в октябре на Енисее не разгуляешься. Легко влипнуть: буквально только что, 30 октября, вышедший из Дудинки зерновоз вмёрз во льды. Команду эвакуировали в Туруханск, а неуправляемое судно до сих пор свободно дрейфует по реке.
Вообще приток Енисея – Дудинка – знаменит одноимённым портом. Он обслуживает богатый ископаемыми Норильск, и, по мнению местных, жить в нём – ещё ничего. Летом, хоть редко, бывает и 20 градусов. «У нас тут курорт» – шутят дудинчане. Зато дальше на север начинается край света. Один из центров таймырского северного завоза – село Караул. Там даже в июле не теплее 10 градусов. Кругом бескрайняя тундра, вся местная промышленность – цех по копчению рыбы. Когда население Караула сократилось до 800 человек, его лишили статуса райцентра. Чуть севернее – совсем весело. На самом срезе материка – посёлок Диксон. Живут в нём – менее 700 человек. Тут уже не до шуток, в июне в этих краях – около нуля. Лёд стоит так долго, что навигацию на Диксон открывают лишь в августе.
Вроде бы организация северного завоза – задача федерального масштаба. Тем интереснее такой факт: ещё в 2005 г. федеральный центр самоустранился, обрезал финансирование северного завоза до нуля и переложил его на плечи регионов. Как это удалось? Ещё в 2003 г. на правительственном совещании по проблемам Крайнего Севера выступил тогдашний замминистра экономического развития М. Циканов. Он продемонстрировал замечательную карту, на которой почти вся Россия, кроме небольших клочков земли на западе и юге была закрашена фиолетовым цветом. Он означал территории, приравненные к Крайнему Северу.
Южные надбавки
Многие регионы в тот момент действительно перестарались в деле выбивания себе статуса, приравненного к северному. Всё – ради надбавок, которые в тот момент выплачивал федеральный бюджет. В результате границы «российского Севера» достигли южных широт. В том числе заветный статус получили Алтайский край, Вологодская, Курганская, Оренбургская области и Башкортостан. Всего – 40 регионов, хотя по реальным климатическим показателям на статус Крайнего Севера могут претендовать только четыре. Дотационные выплаты по северным статьям достигали 195 млрд. руб. в год. В правительстве решили – бюджет не резиновый и прикрыли лазейку. Может, и правильно. Но заодно прихлопнули федеральное финансирование северного завоза.
С тех пор регионы справляются сами. В целом неплохо, только тратят приличные средства. Например, Иркутская область и Ненецкий автономный округ тратят на северный завоз по 1 млрд. руб. в год, Хабаровский край в 2012 г. выделил 1,3 млрд. рублей. Весь Дальний Восток расходует на эти нужды 28 млрд. рублей.
Федеральный центр помогает исключительно полезными советами. К некоторым, кстати, стоит прислушаться. Основная проблема – ошеломляющая цена северных грузов. Например, тонна местного, камчатского, угля обходится в 4,5 тыс. руб., привозного – 12 тыс. рублей. Год назад руководитель администрации президента С. Иванов отметил: цена перевозки топлива в рамках северного завоза в 1,5–2,5 раза выше, чем стоит само топливо.
В результате переплата – сотни миллиардов. В целом по РФ северный завоз оценивается в 7 млн. т нефтепродуктов и 23 млн. т угля. Снабжение топливом Севера ежегодно обходится России в 400 млрд. рублей. Разумеется, часть дополнительных расходов оправдана, всё же возить горючее авиацией и ледоколами накладно. Но значительная доля денег уходит налево. По данным Счётной палаты, неоднократно проверявшей региональные ассигнования на северный завоз, закупочная стоимость топлива на аукционах часто завышена на 25–30%. Аналогичное открытие сделал департамент государственного финансового контроля Минфина. По его данным, с нарушениями расходуются до 40% трат на северный завоз. Помимо прочего в ходе проверки Минфин получил такую замечательную объяснительную записку из администрации Алтайского края: «Мясо, закупленное в рамках средств, выделенных на северный завоз, находится на временном хранении на пастбище».На Алтае в итоге по северным статьям возбудили 20 уголовных дел.