Население Узбекистана спешно избавляется от американских долларов
25 августа 2012, 19:59 [«Аргументы Недели», Александр Карпов ]
На черном рынке Узбекистана в одночасье упал курс доллара. Это любопытное явление произошло по причине того, что местные власти разрешили продажу автомобилей, сделанных в Узбекистане, за национальную валюту.
В результате резко упал курс доллара на неофициальном черном рынке с 2860-2870 до 2650-2670 сумов.
До сих пор для приобретения жителем Узбекистана местного автомобиля производства GM-Узбекистан было необходимо внести предоплату в размере 85% стоимости автомобиля в иностранной валюте и после этого ждать его получения от полугода до девяти месяцев. При этом если государство повышало цены на автомобили, что периодически происходит, внесший предоплату гражданин вынужден доплачивать образовавшуюся разницу, - сообщает РИА Новости.
Теперь этот порядок отменен. Жители Узбекистана бросились менять свои сбережения в иностранной валюте на родные сумы и повергли черный рынок в некое подобие шока.
Валютное законодательство Узбекистана позволяет приобретать иностранную валюту по официальному курсу ЦБ, который составляет сегодня 1900 сумов. Но только при выезде за рубеж и не более 2000 долларов на человека, однократно в трехмесячный срок. Другие случаи не предусмотрены.
Существует также биржевой курс доллара, которым пользуются импортеры товаров. Он составляет около 3200 сумов за доллар и значительно превышает не только официальный курс ЦБ, но и черный, так называемый, базарный курс.
Рядовому гражданину Узбекистана практически невозможно приобрести импортный автомобиль из-за высоких таможенных пошлин, которые достигают 100% стоимости машины.
Почти также дорого обходятся и автомобили, произведенные в странах СНГ. Несмотря на то что СНГ является беспошлинной зоной, и узбекские власти не облагают такие автомобили таможенной пошлиной, цены на них значительно увеличиваются пятипроцентным акцизом и налогом на добавленную стоимость в размере 20%.
Узбекские автомобили, выброшенные властями на внутренний рынок, производятся на совместном предприятии GM Uzbekistan с уставным капиталом 266,7 миллиона долларов, созданном в марте 2008 года на базе ЗАО УзДЭУавто компаниями General Motors и АК Узавтопром. В соответствии с условиями создания совместного предприятия, General Motors владеет 25% акций плюс одна акция предприятия, с возможностью последующего увеличения доли до 40%. Оставшиеся 75% акций принадлежат АК Узавтопром. Проектная мощность завода составляет 250 тысяч автомобилей в год. Предприятие выпускает восемь марок автомобилей: четыре седана - Nexia, Lacetti, Epica и Malibu, две малолитражки - Matiz и Spark, внедорожник Captiva и микроавтобус Damas.
Теперь на заработанные в России деньги наши дорогие гости из Узбекистана смогут купить автомобили хорошего качества у себя дома, с чем мы их и поздравляем. А если бы они еще и зарабатывали на хорошую жизнь на родине, вообще цены бы им не было.