Правительство размышляет, не объединить ли Сибирь с европейской частью России. Речь не о слиянии территорий, а о строительстве грандиозного энергомоста Сибирь – Урал – Центр длиной 2,5 тыс. километров. По технической сложности и стоимости проект сравним с прокладкой БАМа. Эксперты называют умопомрачительную сумму – 660 млрд. рублей.
Океан энергии
Идея протянуть энергетическую дорогу от Челябинска до Барнаула и Новосибирска заинтересовала вице-премьера А. Дворковича. В июле 2012 г. он поручил Минэнерго и Минэконому проработать вопрос.
Что сказать? Не прошло и полувека с окончания XXV съезда КПСС, который этот вопрос уже давно решил! Как часто случается, за сверхсовременные проекты выдают разработки времён СССР. Соединить европейскую часть страны и Сибирь мощной энергетической перемычкой – давняя и светлая идея. Программу готовили с начала 1970-х гг., XXV съезд утвердил план, строительство линии начали в 1977 году!
С тех пор многое изменилось, но не всё. В Сибири по-прежнему половодье дешёвой энергии. Прежде всего её дают великие реки. В Иркутской области и Красноярском крае расположена первая пятёрка самых больших российских ГЭС.
На эти станции приходится 10% всей установленной мощности российской энергетики. Энергия Ангаро-Енисейского каскада очень дешёвая, потому что работает вода, не нужно жечь газ или мазут. Вдобавок в Сибири огромные запасы бурого угля – в Красноярском крае раскинулся Канско-Ачинский угольный бассейн. Где уголь – там тепловые станции с дешёвой генерацией. Поэтому оптовая стоимость киловатт-часа в Сибири в 1,7 раза ниже, чем в европейской части РФ.
Трудно переоценить пользу от слияния. Системы Сибири и Центра уже были едиными, но теперь опять разделены. Дело в том – связку от Сибири до Урала в своё время повели через Казахстан. Оно и понятно: в Казахстане – Экибастуз, где добывали 11% советского угля. Общий безбрежный поток дешёвой энергии шёл на промышленный Урал и далее в центр страны.
Идея давно висела в воздухе, но поначалу проблемой стали масштабы и расстояния. Чем выше протяжённость линии передач, тем больше потери. Инженеры блестяще решили задачу. Если надо передать энергию на сотни километров, она бежит по ЛЭП высокого напряжения. Чем напряжение выше, тем меньше потери и тем большую мощность можно передать по линии. Лучшее, что умели строить на тот момент, – ЛЭП сверхвысокого напряжения, на 500 кВ. Но их обычно не тянут на расстояния выше 500–700 км. Иначе потери резко растут, затея теряет смысл.
Требовался технический прорыв. В 1981 г. СССР превзошёл мировой уровень! На казахстанском участке энерготрассы Сибирь – Центр началось строительство единственной в мире ЛЭП с напряжением 1150 кВ. Линия со средней высотой опоры 45 м поражала воображение. Она заработала в 1986 г. и обошлась вдвое дороже ЛЭП-500 аналогичной длины. Зато позволяла передать в шесть раз большую мощность.
Передовая линия
Конструкторы ЛЭП-1150 сильно опередили время. Вторая в мире аналогичная линия появилась только в 2006 году. Нетрудно догадаться – технологию повторил Китай.
Трассу построили не ради бахвальства. Энергетические проблемы КНР схожи с российскими (только решают их по-другому). Дешёвые энергоресурсы, в основном уголь, – у Китая на западе страны. Там же крупнейшие ТЭЦ. При этом промышленные предприятия сгруппировались на востоке и юге.
Расстояния между ними – тысячи километров. Поэтому советские наработки очень пригодились восточному соседу. Тем более, в отличие от РФ, где руками А. Чубайса и нынешнего вице-премьера Абызова разрушили Единую энергосистему, Китай активно объединяет свои энергетические мощности в единую сеть. И не торопится передавать её в частные руки (вся энергетика в КНР государственная).
И всё же – линия 2006 г. была экспериментальной. Первую промышленную ЛЭП сверхвысокого напряжения КНР достроила в мае 2012 года. Она протянулась на 2,2 тыс. км и обошлась 4 млрд. долларов. Вдохновившись успехом, Государственная электросетевая корпорация КНР объявила: в ближайшие пять лет правительство вложит 75 млрд. долл. в строительство дополнительных 40 тыс. км линий сверхвысокого напряжения. Дорого, зато по ЛЭП можно передать 37 млрд. кВт/ч в год. Для сравнения: всё годовое энергопотребление Российской Федерации – 980 млрд. кВт/ч (КНР – 4,7 трлн. кВт/ч).
Нам бы такую ЛЭП! От Сибири до Урала и дальше – на юг страны и на северо-запад! Вторую ветку – протянуть на Дальний Восток, где энергия в дефиците, цена космическая. Сеть стала бы новым опорным хребтом Единой энергосистемы. Представьте: по всей территории РФ можно без потерь переносить огромные потоки энергии туда, где её не хватает.
Но это мечты. Что касается единственной имевшейся сверхвысоковольтной линии – от неё мало что осталось. На казахстанском участке Экибастуз – Кокчетав – Кустанай ЛЭП частично разобрана. Опоры уцелели, но на всём протяжении сняты пять из восьми магистральных проводов. Уникальные подстанции на 1150 кВ давно заброшены и пришли в негодность. Казахстан перевёл линию на пониженное напряжение – стандартные 500 кВ. На российской территории подстанций на 1150 кВ построить при СССР вообще не успели. Хотя опоры и провода остались. В последнее время даже начали наводить порядок. Владелец энергетической ветки – Федеральная сетевая компания расчищает просеки вдоль трассы, ремонтирует трансформаторы. Но это всё.
Старые кадры
Почему именно сейчас, в трудные для госбюджета времена, пошли разговоры о дорогостоящем проекте объединения энергосистем Сибири, Урала и Центра? Очевидно: без восстановления линии сверхвысокого напряжения затея не имеет смысла. Неужели новое правительство решило исправить энергетические ошибки последних десятилетий?
Чтобы развеять иллюзии, достаточно взглянуть на состав нового кабинета министров. Одним из членов правительства стал не кто иной, как мультимиллиардер Михаил Абызов. По сути – правая рука А. Чубайса в годы разгрома РАО ЕЭС (его заместитель, входивший в состав правления). Сидел «на бабле» – отвечал за выжимание долгов из многочисленных неплательщиков. Обычно – предприятий тяжёлой промышленности. В частности, его деятельность запомнилась жесточайшим давлением на металлургов. Но вообще тряс всех без разбора. Апофеозом стала история с отключением электроэнергии военной станции слежения за космическими объектами на Камчатке. Говорят, после этого В. Путин позвонил А. Чубайсу со словами: «Толя, я долго молчал, но это уже перебор».
Про М. Абызова, в начале трудовой карьеры работавшего грузчиком на Минском пивзаводе, затем торговавшего ширпотребом в Москве, ходит немало историй. По слухам, его недолюбливал даже экс-глава Минэкономразвития Г. Греф. Вроде бы называл его коммерческим человеком, безразличным к судьбе страны. Что говорить про предыдущего куратора ТЭК – И. Сечина. Рассказывают, он на дух не переносит команду могильщиков РАО ЕЭС и считает развал корпорации трагедией.
Как бы то ни было, покинув РАО ЕЭС, М. Абызов сколотил огромное состояние и вошёл в сотню богатейших предпринимателей из списка «Форбс». Росту капитала способствовали спекулятивные сделки с акциями энергетических компаний, на которые распалось РАО ЕЭС. Кроме того, М. Абызов создал компанию, подвизавшуюся на ниве ремонта и строительства энергостанций.
Кому, как не бывшему члену правления РАО, знать, на что в этой области делать ставки! И вот награда. Правда, в отличие от А. Чубайса, получившего орден «За заслуги перед Отечеством» и множество почётных грамот президента, г-ну Абызову медалей и орденов не дали. Это с лихвой окупилось вручением удостоверения министра.
Пир олигархов
Так что вряд ли в правительстве решили поменять энергетический курс и взялись за реанимацию Единой энергосистемы. Зачем что-то менять? Система успешно раздроблена, лучшие куски давно распиханы по карманам олигархов. Многие из них – хорошие друзья людей из состава нынешнего кабинета министров.
Что тогда? Аналитики намекают: за волной разговоров о создании энергетического коридора Сибирь – Урал могут стоять интересы российских металлургов. Особенно тех, в чьей продукции на электроэнергию приходится основная часть производственных затрат. Причём даже китайцы согласны оказать им свои услуги. Они готовы вложить до 10 млрд. долл. в строительство нескольких ТЭЦ в Сибири общей мощностью до 10 гигаватт.
Интерес китайцев прозрачен. Правительство РФ всё ещё кое-как сдерживает внутренние цены на газ. Уголь в Сибири и так дешёвый. Сырьё пойдёт на выпуск недорогой энергии. Которая, разумеется, направится в Китай по цене ниже среднемировой. КНР назвала цифры: она хочет получить 60 млрд. кВт/ч в год. Между прочим, 6% производства электроэнергии в РФ. Для сравнения: в 2011 г. весь российский экспорт электроэнергии составил 22,7 млрд. кВт/ч. Основные покупатели – Финляндия (9,6 млрд.) и Литва (5,5 млрд.). На их фоне Китаю перепадает мало – 1,2 млрд. кВт/ч.
Но при чём тут проект энергомоста Сибирь – Урал – Центр? Рост экспорта российской энергии в КНР ограничивает пропускная способность приграничных линий! Но если восстановить трассу на Экибастуз, – она станет великолепным каналом с гигантской пропускной способностью. Тем более от Экибастуза до КНР уже строится мощнейшая линия электропередачи! Да и расположение удачное – рядом самые энергодефицитные провинции КНР. Туда транзитом из Казахстана и хлынет почти дармовое российское электричество.
Вырисовывается потрясающая схема. Олигархи получат от КНР кредиты на строительство станций и некоторую часть дешёвой генерации. КНР перепадает огромный поток грошовой российской энергии. Ну а весь этот аттракцион (по оценкам экспертов – стоимостью до 660 млрд. руб.) в конечном счёте оплачивает бюджет РФ. Разумеется, под благовидным предлогом возведения моста между энергосистемами Сибири и европейской части страны. Хотя в действительности поток направится совсем в другом направлении.
Выходит, олигархи, уже озолотившиеся на развале РАО ЕЭС, придумали, как заработать на нём ещё раз. В 2008 г. руководители РАО ЕЭС и приближённые к ним лица под видом реформы разбили на части крупнейшую энергетическую компанию мира. Прибрали к рукам самые прибыльные предприятия, спихнув государству остальное.
За эту подлость в конечном счёте расплачивается население. Уже в начале 2010 г. средняя стоимость электроэнергии в РФ превысила цену в США. Обещания Чубайса, а значит и Абызова, о снижении цены оказались заранее просчитанной ложью, за которую порядочный человек должен пустить пулю в лоб – обманутыми оказались миллионы людей. Но для жуликов при власти чести нет – рост тарифов продолжается. За всё дерут три шкуры, а то и больше. Например, за подключение к линии на 1 МВт постройки до 2006 г. промышленность платит 120 тыс. руб. в месяц. Это только абонентская плата, вдобавок приходится оплачивать объём реально выбранной энергии. За такую же линию, но новой постройки, дерут уже 500–550 тыс. руб. в месяц. Таковы утверждённые государством правила игры. Правительственная программа масштабной модернизации отрасли, которую должны были оплатить новые собственники, сорвана.
Таковы результаты чубайсовской реформы РАО ЕЭС. Причём первичное разграбление системы было только началом олигархического пира. Теперь ради нового распила наших денег братва при правительстве готова превратить Сибирь в энергетическую провинцию Китая. Энергетическая афера – в самом разгаре.