Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 20(312) от 31.05.2012

Жаркое лето пролетариата

, 17:02

В РФ – бум забастовочного движения. За пять лет число стачек выросло в пять раз. По прогнозам, к концу лета их число подскочит до 40–45 в месяц. Значит, бастовать начнут почти каждый день.

«Большинство стачек в России – стихийные. Только 10% приходится на законные формы. Остальное – акции, не предусмотренные Трудовым кодексом», – рассказывает главный специалист социально-экономической программы Центра социально-трудовых прав Пётр Бизюков.

Во многом тут заслуга правительства. В последние годы оно изрядно осложнило жизнь бастующим. Организовать стачку трудно. По новому Трудовому кодексу, сначала нужно провести переговоры с работодателем. Нельзя бастовать, если на предприятии не зарегистрирован профсоюз. В некоторых отраслях трудовые протесты запрещены. Права на забастовку лишены врачи в больницах, работники почти всей сферы ЖКХ, аварийных служб, железнодорожники, авиадиспетчеры. В прошлом году вышел приказ Минпромторга, ограничивающий стачки в судостроении.

Зато работодатели получили немало дополнительных рычагов давления. К примеру, в 2007 г. забастовали докеры в Туапсинском порту. Руководство порта подало в суд, поскольку сочло, что стачка угрожала безопасности персонала и судов. В результате протест признали незаконным, местному профсоюзу пришлось возмещать ущерб в 1,36 млн. рублей.

Но протесты не остановить. Кто и почему бастует? Понятно, основная причина – проблемы с зарплатой. По данным Центра социально-трудовых прав, они провоцируют 57% стачек. К примеру, в марте 2012 г. из-за задержки зарплаты на 8 месяцев бастовали работники ткацкой фабрики «Румянцевская мануфактура» в Ульяновске. В том же месяце в Башкирии устроили стачку нефтяники в знак протеста против снижения заработков бурильщиков.

В мае начали забастовку сотрудники оборонного завода «Молот» в Кировской области. Руководство задолжало им более 50 млн. рублей. 21 мая организовали стачку работники автовокзала в Иркутске, которым не платили более двух месяцев. Чтобы не нарушать закон, сотрудники не покидают вокзал, но перестали обслуживать пассажиров. В Перми стачку организовали – адвокаты! 700 человек отказываются работать, пока им не повысят зарплату, которую не индексировали с 2008 года.

Вторая причина забастовок – закрытие или перепрофилирование предприятий. Свежий пример: в Иваново готовы бастовать работники Троллейбусного депо №2. Они требуют остановить ликвидацию депо, восстановить маршруты и уволить руководителя комитета по транспорту и связи г. Иваново.

Третья проблема – социальное обеспечение. Таких забастовок – около 20%. Все как на подбор громкие. Достаточно вспомнить, что в конце марта работники завода «Бентелер» в Калуге начали «войну» с руководством и едва не остановили конвейер российского филиала «Фольксваген».

Как и в предыдущие годы, самые успешные акции проходят на предприятиях, принадлежащих иностранному капиталу. Это большая забастовочная тройка: всеволожский «Форд», питерский «Хайнекен» и омский завод «Инмарко» компании «Юнилевер». Там устраивать стачки проще, в частности – забастовщиков поддерживают международные рабочие организации.

К примеру, когда в мае начали стачку мороженщики «Инмарко», их немедленно поддержал Международный союз пищевиков. Он выпустил экстренную резолюцию в поддержку забастовщиков и направил её в головной офис транснациональной корпорации «Юнилевер» в Лондоне. Профсоюзу российского завода «Форд» помогает Европейский производственный совет компании «Форд». Он не только участвует в организации акций, но и устраивает протесты в поддержку российского филиала на европейских заводах корпорации.

Каков результат? За редкими исключениями рабочий класс в РФ пока сильно разобщён. Но вал негодования явно нарастает. По прогнозам, как и в предыдущие годы, пик забастовок придётся на июль – сентябрь. Правительству и владельцам предприятий стоило бы подготовиться заранее. Только пока они прячут головы в песок. Например, государственный Росстат, в обязанности которого входит регистрация любых всплесков забастовочного движения, с начала 2012 г. официально зафиксировал только две стачки. Иными словами, чиновники закрывают глаза и упорно делают вид, будто ни проблем, ни серьёзного забастовочного движения в РФ не существует.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram