На фоне решения Евросоюза о введении эмбарго на поставку нефти из Ирана, повысились мировые цены на нефть. В рамках нового пакета санкций, предусматривающего введение поэтапного запрета на импорт иранской нефти и нефтепродуктов в страны ЕС, предполагается, что к 1 июля все члены Евросоюза, закупающие нефть у Тегерана, должны будут полностью свернуть импорт из этой страны. Специально для «АН» ситуацию комментирует президент Союза нефтегазопромышленников России ГЕННАДИЙ ШМАЛЬ:
Евросоюз наказал сам себя, когда ввел эмбарго на поставки нефти из Ирана. Мы предупреждали их об этом еще несколько недель назад, когда они только планировали ввести эти санкции. Мы же им говорили, что это сразу увеличит цены на нефть. Хотя, надо заметить, что сам Евросоюз покупает совсем немного иранской нефти, в общей сложности 4-5%. В гораздо больших объемах они покупают российскую, ближневосточную, арабскую нефть. Конечно, следовало ожидать, что цена подскочит, ведь любой конфликт в любой точке мира, где есть нефть, сразу влечет за собой и рост цены. Что поделаешь, Евросоюз давно не самостоятелен и в нем рулят США. Всем понятно, откуда ноги растут.
Что касается стран Азиатско-Тихоокеанского региона, скажем, Китая, то им вообще начхать на все эти предупреждения и эмбарго, которые объявляет Евросоюз! Кстати, Китай об этом очень четко и ясно недавно сказал США. Китайцы как покупали, так и будут покупать иранскую нефть. Примерно 24% иранского экспорта идет в Китай, 11% - в Японию, а также в Индию, Пакистан. Так что эмбарго, которое объявил Евросоюз, несущественно для Ирана, тем более что в Европу он отправлял очень небольшую часть нефти.
От этого эмбарго выигрывают США, потому что им выгодно иметь достаточные высокие цены на нефть. Ведь те месторождения, которые они разрабатывают и у себя, и в Канаде имеют высокую себестоимость, поэтому они априори заинтересованы в поддержании достаточно высоких цен. Правда, не запредельных, потому что это палка о двух концах. Ведь высокие цены на нефть отнюдь не стимулируют развитие мировой экономики высокими темпами. А раз темпы будут снижаться, это может привести к снижению потребления нефти.