Главы государств СНГ на Саммите Содружества 10 декабря в Москве приняли к сведению информацию о ходе подготовки проекта Договора о зоне свободной торговли, на основании которой правительствам
государств-участников СНГ было рекомендовано ускорить проведение внутригосударственного согласования проекты упомянутого документа в целях подготовки его к подписанию. Вместе с тем, как ожидается, лишь в ходе заседания Рабочей группы, назначенного на 21-23 декабря, эксперты окончательно согласуют текст проекта Договора, и он будет направлен в государства-участники СНГ для внутреннего согласования. Возможно, данный
документ будет подписан Советом глав правительств в мае 2011 года. Правовую основу действующей в настоящее время на пространстве СНГ зоны свободной торговли составляет Соглашение о создании Зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года, Протокол к нему от 2 апреля 1999 года, а также многочисленные дву- и многостронние соглашения о свободной торговле.
Однако существующая договорная ббаза не полностью решает возникающие
проблемы в торгово-экономических отношениях государств-участников СНГ и
оставляет возможности дискриминации их товаров на территории
Содружества. Следствием этого являются торговые споры, затрагивающие
самые различные товары: молоко, растительные маса, сахар, удобрения,
трубы, машиностроительную продукцию , и применение государствами
ограничительных инструментов, вводимых в одностороннем порядке.
Экономическая ситуация в Содружестве, существенно изменившаяся за
последние годы, членство ряда государств-участников СНГ в ВТО и
переговоры остальных государств о присоединении к этой международной
организации требуют совершенствования правовой базы межгосударственных
торговых отношений.
Завершение формирования зоны свободной торговли и дальнейшее ее
совершенствование согласно правилам и нормам ВТО является одним из
приоритетов экономического развития Содружества в соответствии с
Концепцией дальнейшего развития Содружества в соответствии с Концепцией
дальнейшего развития Содружества Независимых государств на период до
2020 года.
Предложенный проект Договора полностью совместим с нормами и правилами
ВТО, как с точки зрения понятийного аппарата, так и тех вопросов,
которые он регулирует. Это принципиально важно и для государств, которые
уже являются членами ВТО, и для тех, кто находится на пути в эту
организацию.
В проекте Договора значительно усовершенствован инструментарий торговой
политики. Прежде всего, это касается следующих элементов:
применения мер торговой защиты- проект Договора четко регламентирует
условия и процедуры применения этих мер, которые в настоящее время
постоянно вызывают споры между государствами;
правил субсидирования- этот вид государственной поддержки будет четко
урегулирован, а субсидии, наиболее искажающие нормальный ход торговли
(экспортные, импортозамещающие) будут запрещены;
применения мер технического, санитарного и фитосанитарного
регулирования будет осуществляться сторого в соответствии с
международными нормами;
таможенного администрирования, которое после подписания Договора не
может использоваться для ограничення торговли.
Принципиально важной является договоренность о формировании независимой
процедуры разрешения споров. В настоящее время единственным механизмом,
действующим между государствами-участниками СНГ, являются консультации.
Этот механизм не всегда работает, поскольку число торговых конфликтов на
пространстве СНГ постоянно растет. Предлагаемая новая процедуры основана
на международной практике и предусматривает независимое рассмотрение
спора в разумные сроки и с конкретным результатом.
Новый Договор должен заменить собой многочисленные действующие торговые
соглашения между сторонами, которые устанавливают различный объем прав и
обязательств участников, содержат зачастую различный понятийный аппарат.
Подписание Договора будет способствовать полномасштабной либерализации
торговли на пространстве СНГ, ликвидации возникших и иногда не вполне
оправданных в сегодняшней экономической обстановке барьеров во взаимной
торговле.
В рамках Договора предполагается сведение до минимума количества
изъятий из режима свободной торговли, в отношении которых применяются
экспортные пошлины, и отмена эквивалентных им косвенных налогов. При
этом экспортные пошлины планируется зафиксировать на их нынешнем уровне
и в дальнейшем не увеличивать ни их количество, ни уровень ставок. По
этим позициям также будут обозначены конкретные сроки их отмены.
Также следует отметить, что документ фиксирует применение правил
определения страны происхождения товаров, вопросы свободы транзита,
реэкспорта, специальных защитных мер, антидемпинговых и компенсационных
мер, других аспектов торговых отношений.
О масштабности документа говорит такой факт, что Договор заменит более
100 действующих соглашений и договоренностей и позволит снять многие из
сохраняющихся барьеров во взаимной торговле.
С марта 2009 года специально созданная Рабочая группа провела 8 раундов
переговоров по согласованию проекта Договора, подготовленного
Министерством экономического развития Российской Федерации. В сентябре
этого года его обсуждали министры экономики и члены Экономического
совета СНГ. Удалось найти решения по таким проблемам, как предоставление
национального режима в отношении государственных закупок,
распространение свободы транзита на трубопроводный транспорт,
недопущение оговорок к Договору, ускорение процесса ратификации
Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров от 20
ноября 2009 года.