Под таким заголовком я решил написать статью, так как эта древняя китайская пословица лучше всего подходит под описание событий, происходящих в глобальной экономике и на финансовых рынках. Особенно после той эйфории, в которой пребывали мировые рынки сразу после решения китайских властей освободить курс юаня от привязки к доллару.
Напомню, что в прошлый раз мы с вами расстались на фоне тревожной обстановки (если помните, речь шла чуть ли не о начале торговой войны между Пекином и Вашингтоном из-за валютного вопроса). Теперь, когда китайский Центробанк провозгласил курс на либерализацию валютного режима, казалось бы, можно вздохнуть с облегчением. Мне бы, конечно, хотелось выдать желаемое за действительное, но, к сожалению, не могу. Отчасти решение Народного банка Китая можно назвать политическим, так как ни у кого не было желания устраивать скандал в преддверии саммита G20 в Торонто. Китай провозгласил курс, направленный на более гибкое ценообразование своей валюты, но это вовсе не означает, что юань будет расти к доллару (на что рассчитывают американцы). Можно даже сказать, что китайцы одержали маленькую тактическую победу. Теперь курс юаня будет определяться на основе спроса и предложения, так что трудно будет «докапываться» до китайцев, обвиняя их в манипулировании валютой. Но дело даже не в этом. Дело вовсе не в юане, а в слишком большом количестве денег в мировой финансовой системе. Ведь многие думают, что такой огромный уровень ликвидности проявился только сейчас, в период кризиса. Это не так.
Еще несколько лет назад, в самом начале 2000-х, мировые центробанки тоже печатали деньги. Тогда тоже был кризис. Правда, не столь грандиозный, как сейчас. Но политики всегда боялись любого кризиса, хотя в условиях потребительской модели современной экономики это явление – просто неизбежная составная часть системы. За 10 лет (начиная с 1999 г.) совокупная стоимость активов на планете Земля возросла с 95 трлн. долларов, до… 940 триллионов! То есть увеличилась в 10 раз. Соответственно, в несколько раз возросла и доля финансового сектора в структуре мировой экономики. Ведь такую махину активов без финансистов обслужить невозможно. По крайней мере эту мысль внушили банкиры своим политикам.
Вот и получается, что не Китай создает дисбаланс в мировой экономике. а чересчур большое количество лишних, мало чем обеспеченных денег и лишних, занимающихся только спекуляциями банков. Китай в данном случае вообще ни при чем. Он такая же жертва этого финансового фантома, как и мы с вами.