Биржевые индексы продолжили свой рост и на этой неделе. Похоже, что это уже никого не удивляет. Стали подрастать и всевозможные индексы делового оптимизма. И, что удивительно, даже индексы потребительской уверенности.
Немудрено, учитывая все еще продолжающуюся накачку экономики государственными деньгами и бурный рост фондовых рынков. Проблемы, которые то и дело возникают, тоже решают за счет государственной поддержки. Поэтому инвесторы спокойны как никогда. Так называемые индексы страха (это такие финансовые инструменты, которые отражают оптимизм или пессимизм инвесторов) торгуются на минимальных значениях с 2007 года, то есть с того момента, когда начался первый этап системного кризиса.
Люди уверены, что государство (от Америки до России) больше никогда не допустит биржевого краха, а значит, можно позволить себе и рискнуть. Греческая трагедия, которая длилась почти полгода и мешала рынкам расти (еще сильнее), возможно, наконец-то завершается. После того как Германию буквально втянули в эту греческую авантюру (немцы дали грекам кредит на 30 млрд. евро), спекулянты стали покупать евро, а долговой рынок Старого Света немного стабилизировался.
Между прочим, грекам удалось «вышибить слезу» даже из МВФ. Те дали денег (15 миллиардов) без жестких условий и под относительно низкий процент. Хотя, если подумать, чем этот МВФ рискует? Все риски теперь на немцах (правда, помощь Греции еще должен одобрить парламент Германии) и рано или поздно, вполне возможно, и немецкий долговой рынок может оказаться в «греческой шкуре».
Обычно крупным спекулянтам нужен только повод. Раз деньги дали грекам, значит, дадут и другим европейским беднякам. Можно просто приплюсовать долги той же Греции, Испании (им немцы дали кредитов на полтриллиона евро) или Италии, и окажется, что долг самой Германии такой же огромный, как и у остальных. Пусть это не их собственный долг, но спасать-то придется свои же немецкие банки, по уши завязшие в испанской и восточноевропейской недвижимости.
Поэтому не стоит удивляться, если ближе к осени мы будем получать новости об очередном падении цен на немецкие долговые обязательства и росте страховых рисков по Германии. В этом случае евро может пасть так же сильно, как в свое время начал расти, и изменить ситуацию сможет лишь тотальное ухудшение обстановки на американском рынке. Может быть, хоть такие потенциальные риски заставят инвесторов задуматься?
Вряд ли. Жадность всегда побеждает страх. Это закон финансового рынка (за который придется расплачиваться обычным гражданам). Особенностью данного периода является то, что на рынке акций необычайную активность проявляют пенсионные фонды, которые раньше вкладывали деньги только в самые надежные инструменты (долговые обязательства государства или надежных корпораций), но теперь просто вынуждены рисковать, так как образовались слишком большие прорехи в пенсионных бюджетах. Подобная ситуация характерна практически для всех стран мира. Дефициты имеют пенсионные фонды в России, США, Франции и многих других странах. Учитывая, что консервативная стратегия больше себя не оправдывает (надежные активы приносят слишком мало прибыли), пенсионные деньги стали вкладывать в сырье и акции.
Например, российским пенсионным фондам теперь можно инвестировать в акции до 20-30% от своих активов (раньше не более 5%), то же самое происходит и в других регионах. Вполне возможно, что этот биржевой бум, за которым мы наблюдаем сейчас, спровоцирован приходом на рынки этих самых пенсионных денег.
Однако рискованный актив потому и считается рискованным, так как имеет обыкновение не только расти, но и падать. И что тогда будут делать пенсионеры, чьими деньгами фонды и распоряжаются? Дефицит станет еще больше, а государству не останется ничего иного, как повысить срок выхода на пенсию скажем до 95 лет. Представляете, сколько можно государству сэкономить денег! Шутка, конечно, но в наше время возможен любой абсурд.