Есть несколько вещей, помогающих избавиться от искушения, но самая надежная - это страх. По всей видимости, следуя данному афоризму, мировые рынки и топчутся на месте вот уже без малого два месяца.
Действительно, поводов для беспокойства появилось немало. Продолжается падение евро, тотальной распродаже подвергся английский фунт. Кроме того, участники рынка обеспокоены, что в случае сворачивания стимулирующих программ ситуация в проблемных странах может ухудшиться еще больше. Ведущие центробанки мира уже практически использовали свои лимиты на выкуп финансовых активов и, судя по всему, готовы (по крайней мере сейчас) взять паузу.
Аналогичные процессы наблюдаются и в других странах, где местные регуляторы также готовы приостановить свои программы «количественного ослабления». Как только количество денег, приходящих на рынки, перестало увеличиваться, активы практически перестали расти в цене. Тем не менее глобального оттока капитала не наблюдается, так как стоимость денег остается все еще необычайно низкой.
Последние несколько недель обозначили любопытную тенденцию. Тема суверенных рисков, которая сейчас активно раскручивается на фоне европейских проблем, создает определенные сложности для инвестирования в фондовый рынок. Однако вопреки традиции нестабильность на рынках не приводит к давлению на валюты развивающихся стран, а периодическое падение цен на сырье не мешает сырьевым валютам оставаться устойчивыми. Желание рисковать у иностранных инвесторов не уменьшилось, но изменились приоритеты.
Спрос на рискованные активы в виде акций снижается, но одновременно растет приток средств на депозитные счета в развивающихся странах. Обосновать подобную стратегию легко, так как обилие денег в финансовой системе позволяет не обращать внимания на потенциальные риски при инвестировании, тем более что аналитики западных банков заверяют своих клиентов, что благоприятная конъюнктура на рынках существенно не изменится как минимум до конца полугодия.
Учитывая подобные прогнозы, неудивительно, что западные фонды с легкостью привлекают клиентов для подобных инвестиций. В результате такой активности монетарные власти развивающихся стран столкнулись с определенными трудностями и вынуждены проводить валютные интервенции для сдерживания роста своих валют. Но давление растет. Центробанку России пришлось несколько раз менять границы своего валютного коридора, так как наплыв желающих вложиться в Россию не прекращается.
Отдача от подобных инвестиций неплохая, учитывая мизерные процентные ставки на западном денежном рынке. И, по логике, приток иностранного капитала на депозитные счета в высокодоходных валютах будет только нарастать. Это совершенно новая реальность, с которой рынки еще никогда не сталкивались. Например, российский ЦБ вынужден снижать процентные ставки, чтобы лишить привлекательности спекулятивные операции с рублем. С одной стороны, понижение стоимости денег в теории должно помочь экономике и бизнесу, так как сделает заимствования дешевле. Однако представьте, что будет, если начнется бегство спекулянтов? Еще одного потрясения российская финансовая система не переживет.
Недавно Международный валютный фонд призвал правительства развивающихся стран принять правила для ограничения притока спекулятивного капитала, чтобы понизить риски возникновения хаоса. Имелось в виду, что в случае неожиданного роста процентных ставок на Западе эти горячие деньги моментально начнут убегать и дестабилизируют финансовую ситуацию. Возможно, что предложения не лишены смысла.