Минпромторг преподнес оригинальный подарок прекрасной половине человечества. В ближайший Международный женский день, вместо того чтобы бегать за цветами, мужчины могут дружно выстроиться в очереди перед автосалонами. 8 марта заработает программа, по которой государство начнет выплачивать по 50 тыс. руб. владельцам утилизированного автохлама.
Это уже третья по счету попытка властей спасти автопром. Они откровенно копируют те методы, которые хорошо зарекомендовали себя за рубежом. Правда, наши чиновники действуют спустя рукава и вдобавок отстают от иностранных коллег минимум на полтора года. Возможно, именно поэтому два первых эксперимента закончились полным пшиком.
Предыдущий государственный план провалился так: весь прошлый год бюджет щедро субсидировал ставки по кредитам, выданным на покупку недорогих российских автомобилей. В программе, на которую потратили 10 млрд. руб., черным по белому значилось, что облагодетельствовать нужно не менее 120 тыс. человек. И что же? В итоге льготных автокредитов выдали лишь 48 тыс., а всего поступило только 80 тыс. заявок.
Что уж говорить про грандиозный план «деяпонизации» Дальнего Востока. Полюбовавшись на недовольство местного населения, которое напрочь отлучили от дешевых праворульных машин, мудрые руководители не придумали ничего лучше, чем выдать 2,5 млрд. рублей... компании РЖД. Она получила субсидии на перевозку отечественных автомобилей на Дальний Восток, причем из расчета - 70 тыс. руб. за штуку. Хотя спроса не было, бюджетные деньги тем не менее по дороге где-то рассосались...
В общем, весь прошлый год отрасли помогали изо всех сил. И результат налицо: сейчас она так плоха, что ее пора уже не лечить, а реанимировать. В 2009 г. продажи новых машин в России рухнули сильнее, чем в любой другой стране Большой двадцатки. В результате наш авторынок откатился со второго на пятое место в Европе. По последним данным, за год спрос упал почти в два раза - с 2,79 до 1,46 млн. автомобилей. Что примечательно, хотя в 2009 г. поставки иностранных легковушек «сдулись» на 74%, то есть - вчетверо, продукция АвтоВАЗа лучше продаваться не стала. Как и два года назад, «лады» выбирает лишь каждый четвертый покупатель.
И вот - спасатели пошли на третий заход, в руках у них очередная палочка-выручалочка. На государственную субсидию в 50 тыс. руб. могут рассчитывать все владельцы машин 1999 г. выпуска или более старых - не важно, какой марки. Ограничений только три: нужно, чтобы автомобиль был в собственности не менее года, кроме того, не удастся спихнуть государству битые или аварийные авто. И последнее - субсидию можно потратить только на новую машину, выпущенную в России. Это не обязательно должны быть «лады», сойдет и почти любая из многочисленных иномарок, которые собирают на отечественных предприятиях.
«Сдаваться» надо так: хозяев старых машин призывают явиться в ближайший автосалон, участвующий в программе. Там нужно подать заявление и оплатить расходы на утилизацию в размере 3 тыс. рублей. Таким образом, размер государственной помощи в реальности сокращается с 50 до 47 тыс. рублей. Зато дальнейшую возню с автохламом берет на себя продавец. Как машина поступит под пресс, бывший хозяин получит ваучер на скидку в 50 тыс. руб. - ее учтут при покупке нового «железного коня».
Очевидно, что наша схема полностью заимствована у немцев. Это неплохо, потому что Германии этот метод помог резко встряхнуть национальный автопром. Только вот, как объясняют эксперты, данное лекарство прекрасно сработало в странах Европы и даже в Китае, но в нашем климате может дать неожиданные осложнения. Какие именно?
Во-первых, всем желающим скидочных ваучеров может не хватить. Потому что бюджет выделил на компенсации 10 млрд. руб., этого хватит в лучшем случае на 200 тыс. человек. Тем временем в России насчитывается более 15 млн. легковушек, возраст которых перевалил за 10‑летний рубеж.
Во-вторых, автосалоны в регионах не горят желанием участвовать в эксперименте. Дело в том, что авторы программы забыли указать такую мелочь, как точный срок, в который государство должно полностью расплатиться с продавцами машин. Вот они и боятся, что дадут покупателю немалую скидку, а потом чиновники годами будут тянуть с возвратом денег.
В-третьих, сливки с утилизации могут снять не российские предприятия, а... китайские. Автомобили родом из этой страны скопированы с не самых худших образцов мирового автопрома. Поэтому они комфортнее и современнее наших «лад», вдобавок едва ли уступают им в качестве. Но главное, китайцы дешевле.
Неудивительно, что до недавнего времени рост продаж разного рода «лифанов» и «гили» в нашей стране бил все рекорды. Что только не делало правительство, чтобы оставить ввоз в страну этой «главной угрозы российскому автопрому». Два года назад придумали, казалось, блестящий ход. Государство ввело драконовские пошлины на импорт готовых автомобильных кузовов. «Китайцев» в России всегда собирали крупноузловым методом, поэтому они немедленно подорожали на 5 тыс. евро - естественно, импорт тут же сократился до нуля.
После чего чиновники расслабились - и зря. В декабре 2009 г. восточный сосед нанес ответный удар - за 85 млн. долл. в городе Черкесске в рекордный срок построили завод проектной мощностью 110 тыс. легковых автомобилей. И это - только для начала. Понятно, что главный козырь предприятия - цех по сварке кузовов. По странному совпадению первые партии сойдут с черкесского конвейера в аккурат к началу действия утилизационной программы. Кстати говоря, китайцы в отличие от Минпромторга мгновенно договорились о сотрудничестве с одной из крупнейших федеральных сетей автосалонов.
В общем, если от утилизации и будет толк для автопрома, то неизвестно еще - чьего именно. Тут становится понятно, почему авторы программы официально называют ее не иначе как «экспериментом». Естественно! Если это всего лишь эксперимент, то в случае очередного, пусть и третьего по счету, провала с его авторов и вдохновителей опять не будет никакого спроса.