Правительство решило «реформировать небо» и выделило 82 млрд. руб. на модернизацию системы воздушного движения. Нам обещают, что через несколько лет Россия превратится в «летательный рай». «АН» решили выяснить - коснется ли это только пилотов или некими новыми благами также смогут насладиться миллионы авиапассажиров.
Невидимая карта экономики
Сетку авиамаршрутов, наложенную на карту страны, эксперты называют «рентгеновским снимком экономики». Потому что, чем гуще эта незримая паутина, тем бодрее работают предприятия и тем выше деловая активность. Еще 10 лет назад Россия в этом смысле выглядела почти «белым пятном». По крайней мере на мировом фоне. Но постепенно все изменилось: последние семь лет транспортный поток в небе над нашей страной рос на 10-18% в год. Если бы не кризис, мгновенно срезавший оборот воздушной индустрии на 10%, мы поставили бы исторический рекорд по перевозкам.
Но все впереди. Уже сейчас в любой отдельно взятый момент над территорией России «висят в воздухе» от 800 до 1 тыс. крупных воздушных судов, в которых куда-то летят 50-80 тыс. человек. Для сравнения: в нынешнем году поездами дальнего следования воспользуются 130 млн. пассажиров, а все российские авиакомпании возьмут на борт 42 млн. человек. Это только начало грандиозного скачка. По прогнозу Минтранса, к 2020 г. наше воздушное пространство будет заполнено в шесть раз плотнее, чем сейчас.
Прежде всего объем внутренних авиаперевозок за это время должен вырасти в 3-5 раз. Вновь заработают десятки межрегиональных маршрутов, закрытых из-за убыточности в начале 1990‑х годов. В целом же перевозки будут построены по схеме, которую специалисты называют «колесом» или «снежинкой». На практике это означает, что небольшие самолеты «стянут» пассажиров из разных концов региона в местный узловой центр, а там можно будет пересесть на дальнемагистральные лайнеры.
Кроме того, страна может неплохо заработать на транзите международных грузов. По расчетам, через 10 лет объем работ на этом направлении вырастет втрое. «Обслуживание мировых транспортных потоков - это буквально деньги из воздуха. Но, чтобы «небо жужжало», земля должна быть оснащенной», - объясняет эксперт рынка авиационных перевозок Алексей Исайкин.
На Россию приходится 3% мировых воздушных перевозок и до 20% от числа всех жертв мировых авиакатастроф.
Пока что более 90% воздушных потоков между Европой и Азией идут в обход нашего неба. Почему - отдельный вопрос. Но, если мы сумеем переломить ситуацию и заманим крупных международных клиентов, возникнет новая индустрия с огромным оборотом. По расчетам, для этого потребуется построить не менее четырех громадных транспортных узлов. Цена вопроса - более сотни миллиардов рублей. Зато каждый такой центр будет зарабатывать не менее 1 млрд. долл. в год на перевалке грузов и обслуживании техники.
Хотя приманить эти грузы - непросто, поскольку есть и «непарадная сторона медали». Вот лишь один факт: на Россию приходится только 3% мировых воздушных перевозок, при этом в отдельные, особо неудачные годы мы «собирали» более 20% от числа всех жертв мировых авиакатастроф.
Семь нянек
Ключевая проблема здесь в том, что за нашим беспокойным небесным хозяйством до недавнего времени присматривали «семь нянек без глаза».
Беда в том, что наша «Единая система управления воздушным движением» раздроблена на 120 местных узлов - примерно по числу крупных аэродромов. В результате на длинных дистанциях самолет сопровождают десятки диспетчеров - они передают машину друг другу по цепочке. Это небезопасно. «Как показывает практика, самая большая вероятность просчетов при управлении воздушным движением возникает именно на стыках таких зон ответственности», - пояснили нам в НИИ радиотехнической промышленности.
Поэтому узлы решено укрупнить - к 2015 г. по всей стране их останется только 13. Впрочем, специалисты не без суеверной дрожи объясняют, что эта цифра - не догма. Точное число центров пока не определено и может измениться. Как бы то ни было, в Минтрансе рассчитывают, что благодаря этому радиолокационному секвестру через пять лет риск катастроф снизится в 2,7 раза, а к 2025 г. - в 4,8 раза. Понятно, что плата за безопасность не будет низкой, так как заодно придется модернизировать огромный парк оборудования.
Сейчас по всей стране за полетами следит 30 тыс. «средств радиотехнического обеспечения», за которыми приглядывают 9 тыс. техников. Все бы ничего, но оборудование устарело настолько, что не поддерживает даже спутниковую навигацию. Чем это чревато? «Нынешняя система, которая зависит от радиомаяков на земной поверхности, предупреждает о возможном столкновении самолетов лишь за одну минуту, а спутниковая система - за десять минут», - объясняют в Минтрансе.
С техникой все понятно, но есть и другая, еще более серьезная проблема. Работа авиадиспетчера считается одной из самых нервных, а оплачивается не слишком щедро, потому что все они - сотрудники федеральных госпредприятий (ФГУПов). Авиадиспетчеров особенно возмущают два обстоятельства: молодой работник получает оклад на 45% меньше, чем «пенсионер», первые годы платят только 20-25 тыс. рублей. Вдобавок любой диспетчер готов часами с возмущением рассказывать, что «на московском транспортном узле зарплаты за то же самое в 2,5 раза выше, чем на любом региональном».
Неудивительно, что в этой профессии - дикий кадровый голод. На всю страну - 5 тыс. таких специалистов, а реальная потребность, по оценке Минтранса, превышает 8 тыс. человек. «У нас 50% диспетчеров - пенсионного возраста. Молодежь не идет в профессию - 90% выпускников училищ устраиваются не по специальности», - рассказывает осведомленный источник.
Так что реформу отрасли начнут не только с оборудования, но и с окладов. Минтранс утверждает, что средняя зарплата диспетчера вскоре достигнет 60-70 тыс. руб. в месяц. И если все обещания исполнятся, вскоре популярность воздушных полетов резко повысится. А дети начнут мечтать о профессии авиадиспетчера.