Аргументы Недели → Культура  → Театры 13+

«Тартюф» в Театре Моссовета: дерзкий и актуальный спектакль

, 09:21 ,

«Тартюф» в Театре Моссовета: дерзкий и актуальный спектакль
Фотографии Елены Лапиной предоставлены пресс-службой театра имени Моссовета

19 апреля 2024 года в Театре Моссовета состоялась премьера спектакля «Тартюф» по пьесе Жана-Батиста Мольера. Постановка отличается оригинальным режиссерским решением и уникальным сценическим пространством. «Тартюф» в Театре Моссовета — это не классическая постановка, а современная и смелая интерпретация, которая взывает к разуму и чувствам зрителя. Спектакль не оставляет равнодушным, заставляя переосмыслить свои ценности и задуматься о сущности человеческой природы.

Новое прочтение Мольера как бы исследует теневые стороны человеческой природы — лицемерие, алчность и корысть. «Тартюф» Марчелли — это зеркало, в котором зритель видит свое отражение. Спектакль заставляет задуматься о том, как часто в стремлении к искусственным ценностям мы теряем себя и близких.

«Мы решили рассказать другую историю. Когда очень взрослый человек женится на молодой девушке и попадает в очень сложную для себя ситуацию, которую он каким-то образом должен разрешить. И на протяжении всего спектакля он решает вопрос, как ему жить дальше: уничтожить эту любовь или принять предполагаемую измену. Мольер писал в стихах, но это прозаический перевод. Мы его выбрали, потому что рассказать эту историю в той самой легкой форме сатирической комедии, которую имел в виду Мольер, театру будет не совсем интересно», — пояснил журналистам режиссер спектакля Евгений Марчелли.

Особенностью спектакля стало камерное пространство сцены «Под крышей», где действие происходит на расстоянии вытянутой руки от зрителей. Такая непосредственная близость актеров и публики создает атмосферу интимности и усиливает психологический эффект. Зрители становятся непосредственными участниками происходящего, наблюдая за мельчайшими деталями мимики, жестов и настроений персонажей. Театральная интерпретация режиссера Марчелли отличается дерзостью и актуальностью. Он поднимает в спектакле темы, которые неизменно резонируют с современным зрителем: проблемы поиска себя, старения, лицемерия и подлинной любви.

Сценография спектакля минималистичная. В центре импровизированной сцены — ковер из мишуры, пластиковых стаканчиков и игрушек, напоминающий о пустоте и иллюзорности современной жизни. Актерский состав  создает яркие и запоминающиеся образы. Герои спектакля — живые, многогранные люди со своими пороками и достоинствами. Их внутренние конфликты, терзания и надежды отражаются в каждом жесте, взгляде и интонации.

«Тартюф» в Театре Моссовета: дерзкий и актуальный спектакль


«Этот формат дает органику артисту. Без наигрыша, без лишнего педалирования, как на большой сцене, без форсирования голоса, причем при всей психологии, заложенной режиссером. А спектакль у нас получился как предупреждение о том, что идея фикс делает любого человека почти сумасшедшим. И если он идет за ней, становится рабом идеи, то на его пути рушатся человеческие судьбы», — говорит народная артистка России Остроумова, исполняющая в спектакле роль госпожи Пернель.

Кроме не совсем привычного знатокам Мольера перевода его пьесы в стихах прозой, в спектакле много от кинематографа. От ритма постановки до динамично сменяющихся мизансцен. Марчелли выбрал для постановки старый, но оказавшийся актуальным прозаический перевод на русский XIX века Е.Федюкина. Этот перевод, по замыслу режиссера, более подходит для разговора о внутрисемейной драме, полной измен и разочарования.

Вообще же, спектакль получился не просто современным и актуальным, но и достаточно дерзким. Потому что он о неприятном. О том, что молодость вернуть нельзя. Что стареть надо красиво. Что надо быть трезвым здравомыслящим человеком и не поддаваться на лицемерие и соблазны, в какую бы яркую мишуру они ни рядились. Что жизнь человека важнее идеи. И главное — жениться надо по взаимной любви. В этом, как кажется, и есть основное отличие постановки от комедийной пьесы Мольера.


«Необычная, интересно исполненная, психологическая постановка, гармонично объединяющая классику и современность. Минимум декораций, психологизм и живые эмоции актеров заставляют пережить эту вневременную историю. Несмотря на то, что спектакль только привыкает к сцене, актеры уже очень убедительно, порой даже пугающе представляют своих персонажей, вызывая искреннее сочувствие, омерзение, злость и любовь. В поиске новых смыслов, Евгений Марчелли расставил акценты так, что всем знакомые герои получили шанс раскрыться по-новому. Шанс сломать шаблон собственного восприятия теперь есть и у зрителей», — уже успели отметить театральные критики.

«Тартюф» в Театре Моссовета: дерзкий и актуальный спектакль

Всё потому, что постановка акцентирует внимание искушенного зрителя не на комедийности ситуации, описанной Мольером, а на качествах человеческой души. Даже образы Тартюфа и Эльмиры построены на контрасте внешнего и внутреннего. А этот контраст доведен актерами до совершенства. Тартюф, роль которого великолепно исполняет Виталий Кищенко — не привычный нам пройдоха, чья цель — чужая жена и деньги. Он — злой гений, упивающийся властью, несгибаемый, как стальной стержень, адепт искусства манипулирования, возведенного в культ. Даже его кажущаяся страсть к противоположному полу — всего лишь часть замысла, направленного на тотальное уничтожение противника.

Такого Мольера стоит посмотреть. Итак, вперёд, зритель! Действо начинается!

«Тартюф» в Театре Моссовета: дерзкий и актуальный спектакль


«В камерном пространстве тесно и громко, как в небольшом кинотеатре. Зрительный зал всего на 50 мест разделяет условный подиум — можно разглядеть всё. Декорация не похожа на просторную парижскую гостиную середины XVII века, это скорее танцплощадка неопределенной эпохи. Нас встречает расположившийся посередине импровизированной сцены ковер из мишуры, пластиковых стаканчиков и игрушек-пищалок — последствие большого, нескончаемого и искусственного веселья. Танцуя под динамичную светомузыку, в клубных нарядах выходят герои постановки. В пелене дым-машины, брызгах конфетти и лучах светомузыки туда и обратно мелькает скопление белолицых мужчин в длинных париках и дам в блестящих пайеточных платьях. Молодая госпожа Эльмира веселится в окружении пасынка, падчерицы и прислуги. Красочная вечеринка обрывается появлением пожилой матери Оргона госпожи Пернель, осуждающей новую молодую супругу своего возрастного сына за то, что вместе с ней в дом пришли нескончаемые балы, гости и вольнодумные разговоры. И все это „недостойное“ поведение невестки и сдружившихся с ней внуков портит ту идиллию и праведность, олицетворением которой стал пригретый сыном набожный Тартюф. Робко отказывающийся от денег и раздающий последнее нищим, герой не упускает возможности сытно отобедать и выспаться в доме Оргона, постепенно втираясь в доверие и вызывая расположение у хозяев. Но оказывается, что набожность Тартюфа — лишь оболочка, за которой спрятан обычный порочный человек, жадный до денег и власти», — так описывают показанную с достаточно необычной стороны Евгением Марчелли пьесу Мольера те, кто уже успел побывать на спектакле.

Думается, каждый сможет осмыслить постановку по-своему. Одно несомненно — равнодушным она вряд ли оставит.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram