Кто такой Жан-Батист Мольер знает каждый образованный человек. Пьесы французский драматург, комедиограф и актер писал еще в 17-м веке. Но актуальны они и поныне. Хотя в театральных постановках их не было уже достаточно давно. А на сцене Малого Театра их не ставили уже полтора века. И вот Малый возвращает в свой репертуар мольеровского «Дон Жуана». В свое время эта пьеса Мольера стала дерзким вызовом обществу и духовенству.
Мольеровскую комедию в пяти действиях известный российский режиссер Владимир Драгунов представил зрителю практически без сокращений. Классика не любит «переформата» и от такового становится, как думается, менее привлекательной. Поэтому попытки «осовременить» произведения классиков нередко грозят провалом. Здесь скорее нужно не переделывать, а просто увидеть современность написанного веками назад произведения. Думается, Драгунову это удалось.
«Пьеса „ко времени“. Кроме разговоров о любви, что безусловно важно, там есть такая очень большая и серьезная тема лицемерия. Мир заполнен неискренностью, которая подается как определенные постулаты и утверждается с серьезным лицом, поэтому захотелось поговорить на эту тему», — рассказал журналистам режиссёр, заслуженный артист России Владимир Драгунов.
Несмотря на то, что автор пьесы жил и творил три века тому назад, он создал в «Дон Жуане» знакомый и понятный даже через века образ:
«В обществе человек должен играть по определенным правилам, тем более в том, где лицемерие становится религией. Вот почему свободный человек, каким является Дон Жуан, всегда становится изгоем, хочет он этого или нет. Дон Жуан ни на кого не похож — ему для всего нужны доказательства. Слуге Сганарелю он признается: „Я верю в то, что дважды два — четыре, а дважды четыре — восемь“. Этому герою недостаточно просто существовать, ему нужна сильная вера как стимул к жизни. А если ее нет, Дон Жуана одолевает бескрайняя уничтожающая его пустота. В своем поиске он идет жутковатым путем — доказывает веру отрицанием веры, доказывает существование Бога, провоцируя его своим поведением. То же и в отношениях с женщинами — он больше играет любовь, нежели любит. И только тогда задумывается о существовании настоящей любви, когда Эльвира приходит к нему, чтобы предупредить его и спасти...» — делится своим видением известный режиссер.
Естественно, режиссерская работа подкрепляется всеми, кто создавал для нас этот спектакль.
Несомненно, участие в работе над постановкой художника-постановщика — народного художника России, лауреата Государственной премии России Марии Рыбасовой и художника по костюмам — Любови Скорнецкой придает спектаклю атмосферность и колорит. А задействованные в постановке актеры, несмотря на принадлежность произведения к жанру «комедия» подошли к осмыслению своих ролей очень вдумчиво.
«Наконец-то я — Дон Жуан» — первая мысль, которая пришла в голову Андрею Чубченко, когда узнал об этой роли. Признается: вжиться в образ ловеласа оказалось довольно легко. «Мне очень нравится в этом образе существовать с женскими персонажами. Это очень любопытно. Ты как бы чувствуешь, что ты уже получил приз определенный. Что ты Дон Жуан — ты имеешь право на всё, поэтому внутренне это очень освобождает», — поделился эмоциями заслуженный артист России Андрей Чубченко.
А вообще-то, «Дон Жуана» надо действительно воспринимать серьезно. Ведь эту пьесу Мольера неспроста принято считать самой философской. Если подумать, то становится понятно, что Дон Жуан трагичен. И прежде всего тем, что в своей свободе теряет веру в справедливость. А ведь это — основа основ бытия. Герой Мольера все время пробует мир на прочность и ждет, когда же этот самый мир его накажет. А Пир с каменной статуей убитого командора — своеобразная образная игра со смертью и слишком трагичная, чтобы казаться смешной.
Действующие лица и исполнители:
Дон Жуан :заслуженный артист России Андрей Чубченко; Дон Луис, отец Дон Жуана: народный артист России, лауреат премии Правительства России Александр Ермаков; Эльвира, жена Дон Жуана: Лидия Милюзина, Полина Лоран; Сганарель, слуга Дон Жуана: Михаил Фоменко, Станислав Сошников; Дон Карлос, брат Эльвиры: Максим Путинцев; Дон Алонсо, брат Эльвиры: Максим Хрусталёв; Командор: заслуженный артист России Сергей Кагаков; Пьеро, крестьянин: Александр Наумов, Михаил Зубарев; Шарлотта, крестьянка: Наталья Калинина; Матурина, крестьянка: Наталия Афанасьева; Диманш, купец: заслуженный артист России Александр Титоренко; Франциск, нищий: заслуженный артист России Пётр Складчиков; Гусман, конюший Эльвиры: Александр Никифоров.
Ближайшие показы спектакля состоятся 17 и 28 декабря, 25 января.