С большой долей вероятности руководителем Большого театра станет возглавляющий Мариинку Валерий Гергиев, в связи с чем всё больше возникает вопросов по поводу будущего Большого, который может потерять статус юридического лица.
Идея объединения двух театров, по признанию самого Валерия Абисаловича, обсуждалась ещё в середине 90-х с главой Кабмина того времени Виктором Черномырдиным. В дальнейшем ходили различные слухи, но никто не решался на конкретные действия.
У дирижёра были грандиозные планы по объединению Мариинского театра с питерской государственной консерваторией. Академией Русского балета и Российским институтом истории искусств (на выходе предполагался проект Национального центра академического и хореографического искусства при президенте РФ). Проект не был поддержан, но авторитет Гергиева настолько высок среди властных и бизнес-элит, что это позволяет ему реализовывать другие задумки. Как следствие, в 2016 году филиалом Мариинки становится Приморский театр оперы и балета, а годом спустя – владикавказские филармония и театр оперы и балета. Оставалось включить в свою сеть московское учреждение, и теперь, похоже, это становится реальностью.
Вообще, идея возродить Дирекцию императорских театров витает в воздухе давно. И к ней проявляли интерес многие театральные руководители, хорошо понимая значимость управления подобной структурой. Одним из желающих возглавить новую Дирекцию является глава Михайловского театра Владимир Кехман, который также значительно расширяет своё влияние. К слову, Кехман – председатель «Форума объединённых культур», на собрании которого будет озвучено назначение Гергиева на пост директора Большого.
Гергиев – исключительный талант, и, казалось бы, именно сейчас, когда в силу известных обстоятельств он не может гастролировать на Западе, самое время упорядочить концертную программу Мариинки. Но, как и всегда его действия носят импульсивный характер. И как всё это отразится на Большом театре, где традиционно стабильно планируют свой репертуар – большой вопрос. Как и то, на каких принципах будет основываться художественная политика обоих театров. В связи с этим многие высказывают опасения, что со временем будет утрачиваться индивидуальность театров, а это именно то, чем они славятся.
Не менее важным является вопрос статуса Большого и Мариинского театров. Пока никто не понимает, как это будет выглядеть де-юре.
И главное, сможет ли при всём своём таланте один человек справиться с управлением целой театральной империей (это действительно так, поскольку, помимо вошедших в состав Мариинки филиалов в Северной Осетии и Владивостоке, двух зданий в столице, не считая Камерной сцены имени Покровского, планируется открыть филиал Большого в Калининграде)? Как раз это далеко не столь очевидно.