«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»!!!
Вот уже более 10 лет на сцене малого зала Театра Российской Армии идет спектакль по пьесе современного талантливого автора остросоциальных произведений писателя, драматурга и киносценариста Юрия Полякова. Автор «Ста дней до приказа» и «ЧП районного масштаба» в 2008 году написал пьесу «Одноклассники», которую и представляют с успехом на театральных подмостках.
Герои этой пьесы окончили школу в небольшом областном центре в середине 80-х. Они не научились работать, они не создали нормальных семей, они страдают от отсутствия любви и понимания. Свой отпечаток наложила на них и афганская война. Двое из основных героев спектакля прошли через нее. Но вот...
Несмотря на кажущуюся легкость спектакля и, вроде бы, комедийность, на самом деле он заставляет задуматься над тем, какими мы стали. И, не обращая внимания на то, что речь идет о «тяжелых 90-х, поневоле проводишь параллели: прообразы сценических типажей на самом деле рядом. Они живут по соседству, встречаются на пути. Они никуда не делись. Психология их душ мало изменилась за прошедшие десятилетия.
Все персонажи прописаны Юрием Поляковым с изрядной долей гротеска, поэтому их действия и реплики зачастую вызывают бурную реакцию зала.
«Я и в своих прозаических вещах, и в драматургических как бы начинаю играть со зрителем в эту гедонистическую игру: вот я сейчас тебя развлеку... Зритель эту наживку заглатывает, а потом три часа сидит, не отрываясь, когда я с ним пытаюсь разобраться в том, что происходит с нами, с нашим обществом, с нашей нравственностью, с нашей семьей и т.д.», сказал писатель в одном из интервью.
Вот, хотя бы, несколько диалогов героев спектакля:
«Я не понимаю — вся страна две пятилетки завод наш строила, а они на двоих купили», — произносит мама Ванечки (народная артистка России Алина Покровская), того самого одноклассника, вернувшегося из Афганистана чуть ли не безжизненным инвалидом (Иван Костромитин).
«- Федя, ты где теперь живешь?
— Где тепло — на вокзале.
— А твоя комната?
— Сперли на рынке жилья».
«За ордена, Евгения Петровна, убивают врагов, а за акции — друзей».
«- А разве святым отцам ... батюшкам можно водочку-то? А разве святым отцам ... батюшкам можно водочку-то?
— Нам курить нельзя. А от водки в телесах благободрение».«- Рассказывала я Ванечке, какой у нас губернатор хапуга. Рассказывала, рассказывала... Услышал! Губернатора нашего сняли!
— В Москву министром перевели. Если Господь всеведущ, как же он такое позволяет?».
«- При социализме, по-моему, дураков было меньше!
— Просто у них не было денег — и они не так бросались в глаза».
«Сначала подиумы, презентации, дефиле, потом сауны с каруселью. Ванечка, это даже удивительно, как незаметно королева может превратиться в шлюху!».
Эта постановка каждому дает много поводов для размышления. А чтобы запустить их, ни от кого не требуется упорной работы мыслей, как это бывает на некоторых серьезных, тяжелых спектаклях. Все предельно понятно, но необъяснимо. Ведь взято все из жизни. В общем и целом, «Одноклассники» — доступный для простого зрителя и, вместе с этим, сильный спектакль. Здесь есть и любовные линии, и измены, и попытки выдать себя за более успешного, чем на самом деле, и чувство вины, и ложь, и предательство.
История, воплощенная автором пьесы и переданная зрителю режиссером (народный артист России, лауреат премии Москвы Борис Морозов) непростая и неоднозначная. Здесь есть над чем задуматься, искренне посочувствовать героям. Даже расплакаться временами. Но потом смеяться от всей души. Буквально позабыв обо всём. Всё — как в жизни.
Комната типовой трехкомнатной квартиры, неплохо обставленной по стандартам восьмидесятых годов прошлого века. Направо - кухня с балконом. Налево - дверь во вторую комнату, прямо дверь в третью комнату, так называемую «запроходную». На стене фотопортрет улыбающегося воина-интернационалиста, одетого в «песчанку» и тропическую панаму. В одной руке у него «калашников», в другой — гитара. Под портретом на тумбочке лежит гитара — та самая. В квартире полным ходом идет подготовка к застолью. Спектакль «Одноклассники» построен по классической схеме единства места и времени: все происходит в течение одного вечера и в одной локации.
И начинается непредсказуемый сюжет постановки. Диалоги героев очень жизненные, смешные и не наигранные. Актерская игра — вне всякой похвалы, на одном дыхании! По сюжету, бывшие одноклассники собираются через много лет отметить день рождения одного из своих школьных товарищей. Жизнь успела их побить и разбросать по социальной составляющей. Один стал пьяницей и бомжом (чей образ великолепно передан Сергеем Данилевичем), а другой — олигархом «местного разлива» (эту роль бесподобно исполнил Олег Масленников-Войтов), третий — бывший хулиган, ставший священником (похвально отыгранный народным артистом России Николаем Лазаревым) — теперь у него храм свой, подработка опять же — «колесницы железные освещать». А еще — строгая учительница (заслуженная артистка России Наталья Лоскутова), бывшая королева красоты (заслуженная артистка России Анастасия Бусыгина) и эмигрировавший в Австралию еврей (Андрей Пойдышев).
Собралась вся эта «честная компания» в квартире у своего одноклассника, Ивана Костромитина, которому повезло меньше всех — из Афганистана он вернулся тяжелым инвалидом, и никто не может сказать, понимает ли Иван хоть что-то, слышит ли. Ухаживает за Иваном его мать, она же и принимает одноклассников, традиционно собирающихся в день рождения Ивана.
И вроде все как бы пришли вспомнить близкого друга, но на самом деле — каждый из них надеется решить какую-то свою проблему. Ведь «деньги решают все в этой жизни» (увы, но жизнь сама подвела их к такому выводу). В ходе спектакля каждый персонаж постепенно раскрывается, выбираясь из своей раковины. А на фоне происходящего на сцене поднимаются вопросы, о которых задумывается уже зритель — что происходит с нами, с нашим обществом, с нашей нравственностью, с нашей семьей, как бывшие двоечники богатеют, а отличники оказываются чуть ли не на дне жизни.
Старшему поколению интересно будет посмотреть этот спектакль, чтобы вспомнить лихие девяностые. А молодым зрителям — чтобы осознать, что юность скоротечна, и чтобы увидеть, во что может превратить тебя жизнь и постараться не совершить в будущем каких-то опрометчивых шагов!
Да, это не развлекательное действо, не комедия, но и не чернуха. Очень психологически наполненный, неспешный спектакль, для внимательных, чувствующих и думающих зрителей. И, вместе с тем — динамичный и не без юмора. А неожиданная концовка спектакля заставляет зрителя самому делать выводы.
В общем — посмотреть эту постановку стоит!