Иркутский театр кукол «Аистенок» продолжает ставить спектакли для взрослой аудитории и удивлять публику. В прошлом сезоне всех поразила новаторская «Утиная охота», принесшая коллективу премию Правительства РФ, в этом году — первая в мире кукольная постановка «Старика и моря» по одноименному произведению Эрнеста Хемингуэя.
История невезучего старика Сантьяго, поймавшего большую рыбу, которая чуть не погубила его, известна всем любителям творчества Хемингуэя. Можно сказать, что это одно из главных произведений писателя, принесшее ему не только Пулитцеровскую и Нобелевскую премии, но и мировую известность. Главный режиссер «Аистенка» Юрий Уткин признается, что давно мечтал поставить этот материал, но задача, по понятным причинам, была не из легких. Как перенести прозу американского классика на сцену театра кукол? Текст практически лишен диалогов, соткан в основном из описаний психологического состояния главного героя, его воспоминаний и внутренних монологов, а действие происходит в море. Однако, если цитировать само произведение, «человек не для того создан, чтобы терпеть поражение»…
Юрий Уткин постарался сделать историю кубинского рыбака максимально близкой жителям Иркутска. Над созданием спектакля трудились люди из разных городов: инсценировку написал красноярский драматург Александр Хромов, над оформлением работал бывший иркутянин, а ныне художник московского Театра кукол им. С. В. Образцова, лауреат «Золотой маски» Виктор Никоненко; проекции, реалистично имитирующие морские волны, создавал московский художник Павел Суворов. Наконец, музыку специально для этого спектакля написал творческий дуэт музыкантов Юрия Матвеева и Артема Якушенко, знакомого местным как «Белый острог», а в мире больше известного как Two Siberians.
Элементы декорации, а также инсталляцию, встречающую зрителей в фойе театра, создали из выброшенных на берег коряг, бревен и веток, найденных на Байкале; там же снимали волны для видеопроекции. Всем известно, что для местных Байкал — это море, хотя в нем не водятся ни марлины, ни акулы, которые являются полноправными героями сюжета. Впрочем, «Старик и море» потому и считается шедевром мировой литературы, что все в этой повести символично, а сам текст содержит глубинные смыслы и имеет множество трактовок. И художники вместе с режиссером постарались сосредоточить внимание зрителей на наиболее многозначных визуальных образах.
Так, главным образом спектакля становится лодка, в которой старый рыбак Сантьяго день за днем выходит в море, чтобы поймать рыбу. Она для него одновременно и колыбель, и дом, и судьба, а в какой-то момент даже выглядит как гроб (основное действие спектакля благодаря визуальным эффектам как будто скрыто пеленой воды). Пойманную стариком рыбину зритель увидит далеко не сразу, зато поймет ее силу, когда она начнет таскать лодку из стороны в сторону по всей сцене. Лишь в финале она предстанет в виде огромного пятиметрового скелета, символизирующего то ли разрушенные надежды, то ли саму жизнь человека, которого, словами Хемингуэя, «можно уничтожить, но нельзя победить». Спектакль адресован зрителям старше 14 лет, которым, безусловно, будет о чем задуматься после просмотра.