Захар Прилепин, талантливый писатель и храбрый человек, живёт нынче на Донбассе и не только организовывает помощь мирному населению, но и принимает непосредственное участие в боевых действиях. Одновременно он занимается и обычными делами: размещает в соцсетях рекламу своих книг и книг своих друзей, отзывается о явлениях искусства, любимых и ненавистных. Эти две линии существования Прилепина создают, на мой взгляд, некоторую путаницу в умах его читателей (а счёт им сегодня пошёл уже на миллионы). И эта путаница кажется мне небезопасной
Мир созидает – война разрушает. Самая честная и справедливая, без разницы. На войне человек упрощается: всё у него должно быть чётко – здесь враги, а здесь друзья, соратники, товарищи и братья. Хорошо то, что работает на победу, – плохо то, что ослабляет боевой дух. Потом он вернётся (если повезёт) с войны, осмыслит прожитое, опишет его (если он писатель). Личный опыт войны, конечно, к качеству текста прямого отношения не имеет (Лермонтов и Лев Толстой воевали, Достоевский и Чехов не воевали, ну и что дальше?). Но этот опыт формирует нечто важное в индивидуальности писателя. И он может рассказать миру о том, что мир своими глазами увидеть не в силах. Всё так.
Но вот я, человек мира, наталкиваюсь на суждение доблестного писателя Захара Прилепина о фильме «Викинг». Казалось бы, что ему в его сегодняшнем положении эта затянутая и аляповатая картина про диких волосатых людей древности, которые два с лишним часа мочат друг друга? Нет, есть дело: во-первых, в написании сценария участвовал его друг (А. Рубанов), а творчество друзей Прилепин мониторит строго, во-вторых, это жанровое кино, всё жанровое кино – «клюква», и «Викинг» – «клюква», но полезная.
Боже, чем «клюква» может быть полезна? А она «за Россию».
То есть в мирные дела вносится суровая логика войны. Вам, штафиркам, кажется, что снята красочная дребедень, которую забудут сразу после просмотра. Вы не понимаете главного: все ваши критерии «плохого и хорошего» кино, вся эта мышиная возня – должны быть отправлены в решительную отставку. Хорошее полезное кино – это то, которое «за Россию». Ехали – приехали.
Что, каждая корыстная гнида, которая изобразит патриотизм (его подделать легко), – она полезна? А вопросы таланта, художественной состоятельности, профессионализма – отложим до победы? Когда победа-то, подскажите, товарищ Захар? А то на такой эстетической диете я, к примеру, не выживу.
Не то чтобы Прилепин сильно разбирался в кинематографе. Кругозор его не поражает. Единственные режиссёры современности, которых он частенько упоминает, – это Ю. Быков (фильм «Дурак») и А. Учитель. Это, как вы можете догадаться, его друзья. Остальным не так повезло. Могли подружиться с Прилепиным – упустили шанс. Теперь уж не рыдайте. Не раздастся с грозового Донбасса могучий голос в вашу поддержку.
А вот Кириллу Серебренникову повезло. Раздался с грозового Донбасса могучий голос в его поддержку. Не упустил умный человек своего шанса – поставил в своё время спектакль «Отморозки» по прозе Прилепина. А поскольку никаких других спектаклей, кроме как спектаклей по своим произведениям, Прилепин явно не смотрит, Серебренников, видимо, уже навечно вошёл в число его друзей. Русский человек добро помнит! Если бы писатель глянул другие спектакли Серебренникова (да хоть бы «Голую пионерку» в «Современнике» или «Мёртвые души» и другие опусы «Гоголь-центра»), его пламенную душу стал бы точить червь сомнения. Стоит ли вписываться-то за этого режиссёра – могло бы зажужжать в охваченной войною и любовью к России голове писателя… И что страшного в том, что человека пригласили как свидетеля в Следственный комитет поговорить про 200 пропавших миллионов государственных денег, чего попусту громыхать-то?
Но это логика мира, а Захар Прилепин на войне. И вот миру усиленно навязывается логика войны. Скажем, Прилепин ненавидит «русский шансон». Понимаю. Но тут же воспевает музыкантов, которые в своём творчестве недалеко ушли от «русского шансона». Потому что они выступают на Донбассе, а это уже исключает для писателя всякие сомнения в качестве их продукции. Чёрное – белое. Враг у ворот. Мы – и они. Наши – и ваши…
Литературу Прилепин знает куда лучше кино и театра. Но его оценки тоже сурово избирательны. Главные ценности создают его друзья (Шаргунов, Садулаев, Сенчин, Данилкин и некоторые другие). Есть ещё люди в Петербурге, хорошие ребята, но они не в тренде. «К сожалению» – добавляет писатель. Чего сожалеть-то, лучше всех трындят за Россию друзья писателя. Родные! Товарищи!
Ту же «логику войны» встречаем и в истории с книгой Прилепина «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы». Сочинение в 700 страниц о героях Золотого века русской литературы (Державин, Шишков, Чаадаев, Давыдов, Батюшков и многие другие) не вызвало резонанса у критиков. Раньше, сетует автор, было по 300 откликов на каждую книгу, а сейчас и трёх не набрать. Понятно почему. Кругом же враги. От самой идеи написать о воевавших за Россию, за Россию, за Россию!!! поэтах их трясёт…
Пробовала я почитать книгу «Взвод». Солидная вещь. 700 страниц чистого пафоса. 700 страниц беспримесной патетики. Тут, знаете, не надо быть врагом России, чтобы надорваться на первой сотне страниц. Это нечеловечески скучная книга. Голос автора звучит в ушах, как барабан. Трум-тум-тум-ту-ру-тум-тум. Каждую фразу автор норовит вбить в мозг. Не пошутит, не даст отдохнуть… Сколько можно вынести барабанного боя – три часа, пять?
Возможно (и скорее всего), Захар Прилепин – отличный воин, доблестный и благородный человек. Но его роль бойца абсолютно несовместима с должностью культурного просветителя. Тут у нас вопиющее противоречие. В культуру нельзя приносить логику войны, эта логика исказит и извратит всё, к чему прикоснётся. Многие прекрасные вещи просто испарятся, если глядеть на них в прицел. Исчезнут сложные явления, потому как на войне всё должно быть просто и очевидно, и вообще, на войне нужны разве что боевые песни и патриотические фильмы (короткие). Никакой Шекспир (Гёте, Шиллер, Данте и так далее) на войне не нужны…
Но зачем Прилепину кроме его героической роли ещё и должность культурного просветителя, несущего в массы свои оценки явлений искусства? Может, лучше было бы закончить дела на войне (победой), вернуться домой и подарить читателю огненный свой опыт? А не под обстрелами писать посты о хорошем фильме «Викинг» и замечательном режиссёре Серебренникове?
Умом этого не понять. Попробую сердцем… Нет, и сердцем ничего не выходит.
Может, в человеке (Прилепине) попросту столько энергии и честолюбия, что он жаждет быть первым всегда и везде? Никакой линеечкой активности жертвовать не хочет…
А надо бы.