Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура № 13(555) от 6.04.17

Дай Бог, чтобы не последний

, 08:29 , Писатель, критик, драматург

На экраны вышла картина с болезненно-оригинальным названием «О любви», режиссёра Владимира Бортко («Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», «Идиот», «Тарас Бульба»). Что же сподвигло мастера на штурм жанра, в котором он никогда высот не брал, – на мелодраму? Да ещё из современной жизни. Да ещё – без опоры на классический текст... Как говорил Сократ – исследуем, афиняне, этот вопрос!

Сценарий фильма «О любви» г‑н Бортко написал сам (при участии В. Мнацаканова). В карманах запасливого режиссёра где-то дремали заметки 2004 года о связи замужней девушки с банкиром. Тогда он мечтал о Елизавете Боярской в главной роли, и на момент 2004 года мечта могла и сбыться. Вообще в районе 2004–2010 годов мелодрамы о влюблённых банкирах летали плотными стаями, поскольку ещё и модные журналы кто-то читал, и вообще существовал слой «визажистов из Сольвычегодска», которые потенциально были способны стать доброжелательными зрителями подобного кино. Сейчас борткинское кино о любви кажется печальным осколком несбывшейся грёзы о русском гламуре. Это в полном объёме «спутник запоздалый». Бортко, конечно, отлично знает «Мастера и Маргариту» и помнит реплику – «удивительно в этом вранье то, что это враньё от первого до последнего слова». Так и кино «О любви» – оно фальшиво без малейшего просвета, фальшиво насквозь, тотально. Всё-таки о любви немало песен сложено, и невольно ждёшь какой-то оригинальной разработки сюжета, характеров, обстановки. Перед нами – банальная и безжизненная схема. Девушка-студентка Нина родом с Камчатки (Анна Чиповская) живёт с профессором-китаистом (Алексей Чадов). Живут скромно, выплачивают, однако, ипотеку, и тут чокнутый профессор получает уведомление, что платёж просрочен, и это полная катастрофа – теперь могут отнять всё: не только будущую квартиру, но даже их комнатку, забитую книгами. И это из-за одного просроченного платежа?

Допустим, но тут девушка попадает как переводчица на встречу с китайцами и тем самым банкиром, в банке которого наша ипотека. Банкир Сергей – Дмитрий Певцов. Тусклые его глаза несколько оживляются при виде прелестей Нины. Он с ходу предлагает ей постель, но девушки с Камчатки не так легко доступны, хотя Сергей Нине тоже сразу понравился. Несколько поколебавшись, Нина уступает Сергею и вступает на тернистый путь адюльтера в интерьерах гостиницы «Астория», осложнённого её страстной влюблённостью.

Сергей (женат, сын примерно 10 лет) в угаре снимает Нине квартиру в шикарном новоделе в центре города (откуда видно, как прекрасен город, в нашем случае – Санкт-Петербург, но не видно, как уродлив сам новодельный дом). Покинутый профессор страдает, Нина страдает, но удачно беременеет от банкира. Тем временем профессор берёт столовый нож и бредёт с ним по Английской набережной... Я надеялась – зарежет. Нет, заплакал и нож бросил. Интеллигент всё-таки! Нина рожает, выходит за банкира замуж. Той любви, о которой она грезила, так и нет, но всё сложилось неплохо (у неё своя турфирма). Да и профессор женится на Нининой подруге. Шикарный город Петербург всеми своими роскошными видами обнимает новые ячейки общества... Зачем профессор – именно китаист? Не богемист, не испанист? А затем, что 15 лет назад тема Китая несколько тревожила общество, казалось – сила там, влияние идёт оттуда. Было модно вводить Китай в футурологические романы, молодые люди валом валили учить китайский. Всё это нынче глубокое ретро, влияние Китая на Россию минимально (в эстетическом плане вообще равно нулю). Говорят – люди покупают китайские товары. На самом деле люди покупают дешёвые товары, если другая страна переплюнет Китай и станет новой империей барахла, милости просим....

Наш профессор остался китаистом, потому что режиссёр поленился переписывать сценарий. Там, в сценарии, вообще видны отчётливые следы небрежности. Не разработаны лица второго плана – например, жена банкира. Её играет Мария Миронова, а играть ей решительно нечего. В одной сцене кричит – подлец, сволочь! В следующей – тихо спрашивает: она молоденькая? Ни характера, ни судьбы, ни хотя бы сочной реплики. Жаль Миронову, такая приятная актриса, а ничего толком не сыграла. Неловко было видеть и отличного актёра Александра Лыкова (коллега банкира), у него, правда, есть монолог, но лучше бы его не было (некий жалкий вульгарный текст якобы «о любви»). Больше ролей не написано. Есть, правда, ещё подруга Нины, но у неё сплошь дежурные фразы (типа – «а ты чё?», «а она чё?»). Никакого контакта с жизнью, дыхания жизни, вкуса жизни!

Как справлялись раньше с темой адюльтера в жизни интеллигентного человека, я вам напомню – «Осенний марафон» Данелии по сценарию Володина. Любой видевший вспомнит, как разработаны характеры, какие диалоги, сколько афоризмов, сколько незабываемых аппетитных деталей. При эксплуатации темы «она замужем, он женат» главное – художественность, отделка, мера одарённости автора. Здесь же – ни искры оригинальности. Всё банально, даже Петербург, который был одно время – после «Прогулки» А. Учителя – очень моден в кино, и снимали его поэффектнее. В картине «Поцелуй бабочки», помню, герой Сергея Безрукова подъехал к месту работы на личном катере! Чиповская – точно такая же, как в «Оттепели», Певцов… Вот единственно Певцов довольно убедителен в роли мертвяка-буржуя. А в целом – тоска ужасная от скучных диалогов и пошлых картинок. В чём дело? Откуда вообще взялся этот фильм, зачем он снят? В титрах указано, что в финансировании принимало участие Министерство культуры РФ и некто В. Потомский. Что за Потомский такой, из которого вываливаются суммы на кинцо? Не орловский ли это губернатор? Что-то срастается: и Потомский член КПРФ, и Бортко. Но, возможно, это другой Потомский, мало ли на свете Потомских... А всё-таки, если это тот, что-то вроде бы проясняется... Бывает же: образовалась у режиссёра некая возможность, надо быстро реализовать, тут и вспомнилось про давний набросок мелодрамы. Вдохновения было – ноль, ну так на что профессионализм человеку. Ничего страшного, да только силы, время и деньги потрачены на пустышку. У меня есть предложение к деятелям искусства. У самого могучего человека силы ограничены, а что касается времени, так мы вообще не знаем, сколько его у нас в запасе.

Прежде чем приступить к съёмкам очередного фильма (к постановке спектакля, к написанию книги и т.д.), спросите себя: а что, если это окажется моим последним произведением? Попробуйте. Это правильный вопрос.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram