Аргументы Недели → Культура № 5(547) от 9.02.17

Федор Бондарчук обольщает землян

, 08:40 , Писатель, критик, драматург

Фильмов об инопланетном вторжении наделано немало, и в последнее время ничего доброго из космоса публика не ждёт. Но не таков упрямец Бондарчук: его инопланетяне совершенно старинного покроя – ровно те, на которых мы уповали давным-давно. Совершенные гуманоиды с планеты, не знающей смерти и агрессии… И чего у нас нет – у них обязательно есть. Фильм Ф. Бондарчука «Притяжение» вышел в прокат и удивил зрителя: безусловно, это куда лучше «Сталинграда». О «Девятой роте» я уж не говорю.

Инопланетная  хренотень (по форме не тарелка, скорее супница, обрамлённая вращающимися кривыми кольцами), сбитая бдительными россиянами, обрушивается на район Москвы – Чертаново. Погибают сотни жителей. Командование зоной, окружающей место катастрофы, поручено полковнику Лебедеву (Олег Меньшиков). Это правильный выбор – у Меньшикова напряжённо-трагическое лицо человека, который всегда готов к катастрофе и давно ждал чего-то в этом роде.

У Лебедева есть дочь-старшеклассница Юля (Ирина Старшенбаум), у Юли – симпатичный поначалу парень Артём (Александр Петров). Инопланетяне выходят из своей супницы и вроде бы похожи на неких мегатронов, однако это лишь маскировка, костюм, оболочка: под ней, как оказалось, скрывается отличный экземпляр парня высшей расы (Хейкен – Риналь Мухаметов). Образуется треугольник Юля – Артём – инопланетянин, что наполняет простого чертановского парня дикой яростью. Он сбивает стаю недовольных и идёт мочить пришельцев с криком: «Это наша земля!» Тут, конечно, первый вопрос: почему Чертаново? Что инопланетяне приземлились в Москве – это было эстетически перспективно. Падая, космический кошмар мог по дороге снести некоторые особо мерзкие объекты: башни Сити-центра, памятник Петру работы Церетели, кое-какой собянинский новодел… и зритель бы немного порадовался. Можно ж было малость пошутить. Хотя, конечно, какие шутки на такую тему в нашей стране в наше время, тем более чувство юмора – не из числа основных достоинств Ф. Бондарчука. На всю картину одна шутка, повторенная дважды: Юля, объясняя окружающим странности поведения инопланетянина (Хейкен переоделся в человеческую одежду), говорит: «Извините его, он из Питера»…

Итак, объект пикирует в обыкновенный спальный район, в «старые новостройки», где Москва уже решительно неотличима от сотен и тысяч городов (причём всего мира). Но всё-таки – почему Чертаново? У меня есть гипотеза. Ф. Бондарчук учился в своё время у кинорежиссёра Игоря Таланкина, а у Таланкина есть такой фильм – «Осень, Чертаново…». Может быть, это дань памяти учителю. Не будем придираться: если бы действие картины происходило в Бирюлёво, мы бы стали спрашивать, почему в Бирюлёво, – нам же не угодишь.

Какая разница! Глубокое тайное знание всё равно безошибочно подсказывает русскому человеку, что контакт может произойти где угодно, только не в Москве. Фантастика – она и есть фантастика, согласимся с режиссёром: его контакт произошёл в Чертаново. Юля полюбила инопланетянина, инопланетянин полюбил Юлю. Чего не сделаешь под музыку композитора Ивана Бурляева! Инопланетянин Хейкен становился всё более приятным, чертановец Артём – всё более отвратительным. Правда, злость Артёма понятна: инопланетянин-то с виду – чисто радикальный исламист из запрещённой в России ИГИЛ.

...Влезши в костюм инопланетянина, Артём вообще стал чудовищем и подстрелил Юлю. А до этого проявил недюжинные организаторские способности, сколотив с помощью социальных сетей народный бунт против вторжения. Причём зря: пришельцы приходить к нам не собирались (мы агрессивные и отсталые), оказались на Земле случайно – их же сбили. Взрыв «землянского» патриотизма оказался дурным, вздорным, на пустом месте…

Александр Петров (Артём) – настоящая удача картины «Притяжение». Молодой актёр – ученик Л. Хейфеца, играет в Театре имени Ермоловой Гамлета и часто снимается. В основном в сериалах, которые можно смотреть разве по приговору суда. А здесь работа заметная: много психических движений, отличный темперамент, яркие глаза (не то что у вечно сонного Д. Козловского). Он необычен.

Девушка Юля – Старшенбаум другого плана – она как раз обычна: одетая в стиле унисекс вульгарная девчонка с плебейскими интонациями. Постоянно выкатывает папе глупые претензии. Откуда у элегантного Меньшикова такая дочка? Ничего особо ужасного в ней нет, просто – рядовая, неинтересная. Поневоле вздохнёшь по Ю. Снигирь (она снималась у Бондарчука в «Обитаемом острове»). Положим, Юля и должна быть обычной чертановской девушкой, с одной стороны, а с другой – она же героиня фантастического фильма. Можно было бы найти вариант поярче, нашли же правильного героя. Героиню – не нашли.

На «втором плане» лидирует Меньшиков с его раскалёнными «чёрными очами», превращающийся из раздражённо-строгого командира в символ «хорошего землянина». По сути, это именно он вступает в контакт с инопланетным разумом и с горечью слушает о причинах, почему тот не спешит вмешиваться в ход земной истории. Понятно, что задумчивый полковник-интеллигент сам много об этом размышлял. Так что, если пришельцы и вправду обрушатся на Москву, для контакта надо будет позвать только Меньшикова… В картине также замечена Людмила Максакова (бабушка Юли), но она в середине действия исчезает напрочь, и смысл её появления неочевиден.

В целом «Притяжение» – динамичное русско-голливудское кино, вытянутое по картинке на мировой уровень, осторожное идеологически (в смысле президента страны в действии не показывают), но с интересным пафосом. Бондарчук как бы призывает молодых россиян наладить психические тормоза. «Ты сначала разберись, потом уже ори в соцсетях и беги бить!» – так я прочла его послание. Наивно, как и вера в «благих инопланетян», но совсем не глупо, даже трогательно. Но вот тут ещё какое обстоятельство.

Несколько лет назад попалась мне книжка одного священника, который утверждал, что в разные времена демоны представали человеку в разном обличье, на уровне развития и понимания человека. И в эпоху торжества научного «прогресса» они стали переодеваться именно в инопланетян и летать на «тарелках». Многие художники, почуяв правду, стали предостерегать землян от веры в «благих пришельцев»: под контакт будет замаскировано вторжение злобных и враждебных демонов.

А Бондарчук нас возвращает к надежде на массовый десант из космоса в Россию прекрасных и бессмертных юношей, не пьющих пива. Не пустое ли это обольщение «девушек из Чертанова», товарищи?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram