Картина режиссёра Николая Хомерики «Ледокол», вышедшая в широкий прокат, переносит зрителя в 1985 год, в позднесоветское время. Распад государства уже несколько ощущается, однако мужчины ещё крепки и лихо справляются с трудностями. Актуальная для обеих столиц тема снега и льда звучит так грандиозно, что губернатору Петербурга и мэру Москвы неплохо было бы её посмотреть для вдохновения. Наверное, это помогло бы им справиться со своими должностными обязанностями.
Ледокол «Михаил Громов», столкнувшись, как «Титаник», с айсбергом, застрял во льдах. Отчасти тут виноват капитан-1 (П. Фёдоров), который попытался спасти человека за бортом и время для маневра упустил. На вертолёте, ведомом болтливым лётчиком – поклонником Цоя (А. Паль), прибывает капитан-2 (С. Пускепалис) – молчаливый, суровый, непреклонный к разгильдяйству. У «Михаила Громова» теперь два капитана – один слишком человечный, другой несколько бесчеловечный, как поначалу кажется.
Судно ложится в дрейф, питание скудеет, нервы начинают пошаливать. Тем временем мы иногда видим на далёком мирном берегу жён наших капитанов – одна намерена с каких-то щей развестись (это жена капитана-1), другая, жена капитана-2, наоборот, собирается рожать мальчика, хотя ей уже 42 года и медицинские показания тревожны. Но эту героическую жену играет Анна Михалкова, и можно уверенно предположить: эта – родит. В папином фильме она рожала, как помнится, в грузовике, под бомбами, от немца, и ничего.
Капитан-1 с ракетницей пускается в разведку по льду, проваливается, в полынье показывается страшная морда зверя морского, однако товарищи спасают отставного командира. В фильме вообще опасностей тьма, а потери минимальны – погибает только задумчивый судовой врач (Д. Поднозов). Но он сам виноват – зачем было просить капитана-2 в случае чего отправить его тело в море и не везти на берег? Накаркал. В жанровом кино надо соблюдать большую осторожность в высказываниях. Недаром в великой картине Крейвена «Крик» в числе правил того, «как выжить в фильмах ужасов», фигурирует: «И никогда не говори: я сейчас вернусь»…
Помощь задерживается. Команда начинает бунтовать. Айсберг ползёт на ледокол. Капитаны в лютом конфликте, но в последнюю минуту объединяются. Капитан-1 предлагает пустить ледокол по трещине, которую сделал айсберг. Капитан-2 с поклонником Цоя летят на вертолёте разведать, как лучше обходить ледяную гору. Падают. Барахтаются в тёмной бездне. И тут капитан-1 принимает решение спасать человека за бортом! То, из-за чего его отстранили, оказывается необходимым. Человечность побеждает. Анна Михалкова рожает мальчика. Ледокол вырывается на чистую воду…
Фильм как фильм, первый час смотришь с интересом, второй час несколько мучителен. Решение продюсеров доверять постановку крупномасштабных полотен для кино в торговых центрах – режиссёрам артхауса, оправдывает себя уже по крайней мере второй раз (недавний «Дуэлянт» А. Мизгирёва и вот – «Ледокол» Н. Хомерики, до сих пор чисто фестивального режиссёра). Да, они, конечно, склонны к социальной мрачности – посмотрите, к примеру, «Сказку про темноту» Н. Хомерики. Вас ждёт удивительное… Но эти режиссёры хоть что-то умеют, то есть даже не «хоть что-то», а весьма и весьма многое. Тогда как неизвестные, которые лет пять лудили жесть типа «Служебный роман. Продолжение», не умеют решительно ничего.
Лёд, один из главных героев фильма, подан вдохновенно и эффектно – он словно одушевлён, он – антагонист живых персонажей, и недаром бывалый боцман называет айсберг по-приятельски – «Семёном Семёновичем». Поскольку единственная картина на борту ледокола – «Бриллиантовая рука» Гайдая. Вот не знаю, можно ли будет показывать «Ледокол» в аналогичных обстоятельствах? Всё-таки в суровых испытаниях мужским компаниям лучше всего крутить старые комедии…
В «Ледоколе» хорошо подобраны лица – боцман (В. Хаев), коварный старпом (А. Барабаш), онемевший бедолага, которого и спасали вначале (А. Яценко), полярник (Б. Каморзин) и многие другие играют живо и обаятельно. Они, можно сказать, изображают переходное состояние советских мужчин от советского образа жизни к эпохе тотальной агрессии. Зверь русской мужской агрессии вот-вот вырвется наружу, но, однако, человечность пока что побеждает. Люди оказываются в состоянии договориться перед лицом гибели. Что радует…
Примечательно, что действие фильма происходит в 1985 году. В этом году при первых звуках свободы с улиц городов стали исчезать дворники, которые так туда и не вернулись. Балансируя на заснеженных и обледеневших дорогах Москвы и Петербурга ТРИДЦАТЬ ЛЕТ, я сама с миллионами людей в некотором роде «ледокол «Михаил Громов». Поэтому и мечтаю, чтобы губернатор Полтавченко и мэр Собянин посмотрели картину Хомерики и увидели, как некогда простые советские люди справлялись с темой снега и льда. Вопрос о том, на что способна власть, которая не может простейшего – очистить улицы своих столиц хотя бы, – я поднимать не стану. Он трагический. А я как зритель «Ледокола» настроена на самое лучшее. Я верю: мальчик, рождённый Анной Михалковой в 1985 году, выжил, он не убит сосулей, не переломал ноги, не спился, не сошёл с ума, не хапнул взятку, достаточную для того, чтобы навеки умотать отсюда.
Он тоже родил мальчика. И мы будем жить в России. Потому что это мы – ледоколы. Мы – герои. И никакого другого пути, кроме героического, у нас нет.