На минувшей неделе первый год своей работы отметила Иркутская галерея Виктора Бронштейна, умудрившаяся за столь небольшой срок стать одной из главных художественных площадок города. Открывшаяся в июне прошлого года с масштабного выставочного проекта «Душа Азии», галерея не сбавляла темпа в течение всего этого времени, помимо проведения выставок обрастая новыми творческими проектами и свежими творческими идеями. 29 июня здесь открылась выставка, впервые представляющая в Иркутске творчество самобытного автора из Якутии Михаила Старостина. Проект получил название «Лето снега».
Творчество Михаила Старостина черпает вдохновение в двух больших источниках — традиционной якутской культуре и мировом изобразительном искусстве ХХ века. В сущности, художник пытается осмыслить собственные национальные корни с точки зрения современного искусства, вписать традицию в мировой художественный контекст. И это ему удается. Разглядывая полотна мастера, зрители видят понятный для себя и в то же время несколько экзотический пласт незнакомой им культуры, которая завораживает своей самобытностью и красотой.
Справедливости ради, отметим, что якутский мастер не единственный, кто идет подобным путем. Если посмотреть на творчество наиболее успешных художников Бурятии и некоторых авторов Монголии, можно обнаружить даже определенную тенденцию, если не сказать общий тренд. Собственно говоря, Галерея Виктора Бронштейна в определенном смысле демонстрировала эту общую черту на первой же своей выставке «Душа Азии», и каждый день показывает ее в зале постоянной экспозиции скульптур Даши Намдакова. С открытием выставки «Лето снега» стало ясно, что этому же тренду подвержены и представители северных народов.
Первая персональная выставка Михаила Старостина открылась в Якутске в 1992 году и сразу представила публике автора с ярко выраженным индивидуальным началом. Совмещая в своих работах (живописи и графике) традиционные мотивы и современные техники, он показал лицо народов Севера в своем понимании.
«С работами Старостина в якутское искусство отчетливо и программно вошло экспрессивное начало. Линия, начатая в мощных трагических рисунках его учителя, графика Юрия Вотякова, приобретает у Старостина иную интонацию, более импульсивную, чувственную, менее драматическую, — отмечает искусствовед Галина Неустроева. — Он создал определенный тип экспрессионистического мироощущения — это ощущение всеобщей причастности к игре природных сил, самопроявлению созидательных жизненных начал».
Зачастую зритель видит в работах автора вневременное пространство, часто почти безвоздушное, некое «вечное сияние чистого Севера», с его очаровательными представителями, будь то мужчина в снеговых очках (попавший на афишу выставки), пара, танцующая под снегом, или путник, несущий огромный камень (работа «Ноша»). Мотив пути вообще является одним из определяющих в творчестве Михаила Старостина, и наиболее ярко он проявился в графике мастера, которая даже поинтереснее живописи. Каждый офорт, искусно вырезанный на металле, а затем умело отпечатанный на листе бумаги, обладает не только философским смыслом, но и множеством символов, разглядывать и разгадывать которые — отдельное интеллектуальное удовольствие. Складывается ощущение, что представленные листы — иллюстрации к каким-то древним якутским притчам. И недаром автор много лет посвятил работе художественным редактором Национального книжного издательства Якутии.
С другой стороны, в почерке Михаила Старостина узнается и школа Красноярского государственного художественного института, факультет промышленной графики которого автор окончил в 1990 году. Затейливая декоративность, отстраненный взгляд, яркость и экспрессивность образов — вот общие черты, присущие творчеству выпускников этого вуза. (Напомним, что этот же институт окончил и Даши Намдаков, и, например, известный иркутский художник Сергей Элоян.)
Творчество Михаила Старостина уже успели оценить не только на родине, но и во многих музеях и галереях России, а также за рубежом. Так, известно, что его работы хранятся в частных коллекциях США, Канады, Франции, Англии, Китая и т.д. Иркутяне и гости города получили возможность познакомиться с творчеством этого художника только сейчас, но зато надолго. Выставка «Лето снега», объединяющая более 40 работ автора (как живописных, так и графических), будет работать в основных залах Галереи Бронштейна до самой осени.