7 мая свой юбилей (75 лет) отмечает выдающийся театральный режиссёр Кама Миронович Гинкас, работающий по сей день в Московском театре юного зрителя.
Казалось бы, что сопрягает режиссёра-философа Гинкаса, глубоко мыслящего, склонного к выявлению трагизма в обыденности, – и юного зрителя? Я была юным зрителем в 1972 году. И видела два спектакля Гинкаса, поставленных им в Красноярском ТЮЗе – «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери и «Гамлета» (всё-таки пока что не надо напоминать, кто автор пьесы? Или уже надо? Шекспир). Я помню эти спектакли, как будто видела их вчера.Их удивительные серьёзность и заразительность.
С юными зрителями говорил взрослый мудрый человек, явно считающий, что идеализировать и приукрашивать жизнь, ожидающую этих юных зрителей, – нечестно. Но рассказывал он об этом умно, разнообразно и увлекательно. Он таким был с самого начала своего пути, и он таким остался. Настоящий мастер. Не современного замеса. Вступающий со своими героями-авторами (Шекспир, Достоевский, Пушкин, Чехов, Лесков, Уильямс, Уайльд…) в сложные, но безукоризненно творческие и уважительные взаимоотношения. Ни в одном публичном выступлении не сказавший о себе ни одного хвастливого, да просто – нескромного слова. Мастера так себя обычно и ведут – вот, мол, работаем, что-то получается, что-то не получается…
Родился в 1941 году, в Литве, был ребёнком спасён из гетто. Учился у Товстоногова, женился ещё в юности на Генриетте Яновской. Два умных человека сохранили свой брак и продолжают серьёзный и заразительный разговор с новыми поколениями «юных зрителей». Причём Яновская – главный режиссёр, а Гинкас – так, очередной. Его это нисколько не смущает – он напрочь лишён болезни иерархического самоутверждения. Спектакли, только спектакли, только бы суметь справиться с капризной материей театра. Вступить в диалог с автором, вдохновить актёра. Режиссёр жёсткий, программирующий существование актёра на сцене поминутно, Гинкас раскрыл многих артистов с неожиданной стороны.
Трудно забыть уже покойного Виктора Гвоздицкого в «Играем преступление». В «Чёрном монахе» сыграл свою лучшую роль Сергей Маковецкий. Там же (и в «Нелепой поэмке») просиял Игорь Ясулович. Недюжинных высот драматизма достиг Валерий Баринов («Скрипка Ротшильда»). Недавно блеснула в «Леди Макбет нашего уезда» Елизавета Боярская… Актёрам в спектаклях Гинкаса нелегко, некомфортно – человек в его понимании всегда замешан на тьме. Не той циничной тьме, в которую весело и безответственно играют многие сегодня на сцене. Нет, у Камы Гинкаса глубина понимания настоящая, а спекуляции, заигрывания со злом нет вовсе.
Он хочет «дойти до самой сути», отбросить все фальшивые утешения, всю наивную мишуру простых объяснений жизни человека. Кроме, может быть, того, что жизнь – испытание вплоть до пытки. И притом его спектакли никогда не бывают мрачными и скучными, даже если они о мраке. Гинкас ценит художественное время. Знает толк в пространстве. Понимает суть и границы своей профессии.
Исключительно своеобразный и оригинальный мастер своего дела. Кстати, никакой убыли энергии в его спектаклях последнего времени не замечено. Мы, зрители, юные и уже не очень юные, благодаря Каму Мироновича за труды в дни юбилея, вправе мечтать о его новых работах.