Аргументы Недели → Культура № 17(508) от 6.05.16

«День выборов – 2» оказался тяжёлым недоразумением

, 08:45 , Писатель, критик, драматург

Ликвидируя на праздниках пробелы по части современного русского кино, посмотрела «День выборов – 2», продолжение успешной комедии 2007 года «День выборов». Это произведение даже нельзя назвать «неудачным». Это то, что французы называют chute complete. То есть – полный провал.

Повторить успех оригинальной картины на всю мощь никогда не удаётся, однако возможно сделать и продолжение занимательным, не позорным. Скажем, «Бэтмен-2» Тима Бартона в художественном отношении нисколько не плоше «Бэтмена». Но это не комедия, с комедиями дело обстоит сложнее, чем с фантастикой. Природа комического ужасно капризна. Она неожиданно возбуждается и непредсказуемо обмирает. Её прорывает в неведомых местах – кто мог предсказать чудесный геленджикский эпос «Горько!» Жоры Крыжовникова? – и она скукоживается, когда, казалось бы, предпосылки успеха налицо.

«День выборов – 2» задуман тем же «Квартетом И», что блистал в «Дне выборов». Правда, за семь лет творческий коллектив поднаторел в кинематографе, выпустив «О чём говорят мужчины» и другие откровенно коммерческие опусы. Свою творческую энергию коллектив явно приучился ощущать и отпускать по «мере злата». Возможно, поэтому участники коллектива имеют в картине вид потасканных жизнью бизнесменов средней руки, а не озорных проходимцев-раздолбаев, как в первом фильме. Ритмы фильма поменялись полностью – «День выборов – 2» не летит на всех парах, а еле ползёт, и такое впечатление, что самим участникам картины неловко и скучно.

Итак, Игоря Цаплина (Василий Уткин), выбранного в первом фильме губернатором одной поволжской области, мы застаём в тот момент, когда он должен идти на новые выборы. Его соперник Балашов (Алексей Макаров) в отличие от сонного Цаплина – рьяный малограмотный парень с военным прошлым. В администрации президента РФ тем временем нет единого мнения о том, кого из кандидатов поддерживать. Поэтому принято трусливое решение – проводить реально демократические выборы, то есть кто больше голосов наберёт. Местные власти додумываются вновь призвать тех, прежних пиарщиков, которые так лихо пропихнули в прошлый раз толстого, добродушного и совершенно не пригодного для управления Цаплина…

Комическая ситуация, если она описывает реальную жизнь, может быть преувеличенной и малоправдоподобной, но вряд ли может быть абсолютно невероятной. Она тогда перестаёт быть смешной. Что, в современной России администрация президента не знает, кто нужен на посту губернатора огромной области? Не думаю, что в нынешнем веке или даже тысячелетии страна дойдёт до киноабсурда таких масштабов. Администрацию эту изображают два наивных плешивых дурачка. Они забавно стоят у писсуаров, зажав в зубах дорогие галстуки (пожалуй, один раз за фильм я улыбнулась). Однако сатирические стрелы пролетают мимо – из кого угодно состоит нынешняя администрация, даже вероятно, что там есть плешивые. Но наивных дурачков там нет. Это ребята-сочинители из «Квартета И» им такую вялую фигу из кармана показали.

И это только одна фальшивая линия картины – а этих линий (жалких, кое-как сплетённых) множество. Губернатор Цаплин-Уткин за семь лет правления нисколько не изменился и остался таким же флегматичным идиотом. У него даже образовались какие-то порывы в духе Льва Толстого (уйти! исчезнуть! власть не для меня!). В порыве загадочного самобичевания губернатор лично чинит и красит детскую площадку. В задаче спрашивается: сценаристы фильма видели наших губернаторов? Опять мимо. Прокурор области, построивший дом за счёт бюджета, внезапно раскаивается и заводит дело сам на себя, потому что его жена, гадая на картах, вынула «казённый дом», а неожиданно объявившийся новый кандидат в губернаторы пообещал в телеэфире бороться с коррупцией. Это надо на Марсе жить, чтобы предположить существование таких прокуроров. Председатель избиркома ночью мчится на работу вместе с женой, чтобы мигом подделать документы и вписать туда незарегистрированного кандидата… тут сценаристы сами подумали, что не смешно, и стали накручивать дополнительного комизма. Председатель избиркома требует от жены, чтобы та замаскировалась, поскольку тащить на работу ночью жену – неизвестно что подумают, а просто бабу – сойдёт. Всё в таком роде. Одним словом – полная околесица.

Начинается картина с собрания алкоголиков, на котором мы видим Михаила Ефремова в обычном своём состоянии «показал лицо – и в кассу». За семь лет показываемое лицо сильно утратило привлекательность, да и атмосфера фильма такова, что волшебным образом стирает обаяние даже у записных шармёров. Кеша, герой Ефремова, зачем-то затаскивает в машину своего приятеля Камиля, и они куда-то едут – куда? зачем? Ноль мотивации. Не придумали даже никакого предлога, чтобы привести героев на место действия. Но сегодня нет никаких, видимо, фильтров для откровенной сценарной халтуры.

И получается печальная утрата прежних героев. Не выходит нажать на те же кнопки с тем же результатом – потому что в творчестве не бывает «прежних кнопок».

Нонна Гришаева в «Дне выборов» была разбитной, вечно молодой, вечно пьяной обаяшкой – а превратилась в неприятную молодящуюся бабу в противных модельных нарядах. Вдобавок она поёт «Шальную императрицу» Аллегровой, увеличивая количество гадости в новых «Выборах» и заставляя сильно пожалеть о музыкальной составляющей той первой картины. Там были и Шнуров, и Макаревич, и «Би‑2», и масса других уморительных номеров. В новом фильме только цитируется главная тема прежней картины, оригинальной музыки нет? Потерял всякую привлекательность и атаман казаков (А. Кортнев). Но самое неприятное случилось с прелестным персонажем Леонида Бараца. В «Дне выборов» были лёгкие намёки на его «ориентацию». В «Дне выборов – 2» намёки развёрнуты в целую сюжетную мерзость. Звучит откровенно. Кроме того, соперника Цаплина подставляют – развешивая плакаты «Я разрешу гей-парады. Балашов» и даже проведя по набережной раскрашенных активистов. Тут уже приходится говорить не о вкусе, а о скудоумии.

Пьяный корабль, который мотался по Волге в первом фильме под водительством режиссёра Олега Фомина, помогал развернуть целую комическую панораму русской жизни. Где мнимая демократия оказывалась очередным миражом. Режиссёр «Дня выборов – 2» Александр Баршак так глубоко не копал. Он, такое впечатление, вообще «не копал». Ведь самим участникам фильма не смешно было – с чего же публике будет смешно? Вышла скучная спекуляция на прошлом успехе, причём неудачная – зритель картину откровенно не принял. Миллионам фанатов «Дня выборов» просто плюнули в глаза этой жалкой халтурой. Ни у кого из создателей фильма не оказалось настоящего вдохновения (куража, драйва).

В таком состоянии нет смысла делать комедии. В таком состоянии нет смысла делать вообще что-либо.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram