Аргументы Недели → Культура

«Ленфильм»: Куда же двинется машина?

, 09:20 , Писатель, критик, драматург

27 августа, в День кино, в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие киноцентра «Ленфильм». Старейшая кинофабрика теперь имеет обширную часть, полностью распахнутую перед любым посетителем. За скромную плату он сможет посетить целый комплекс культурных развлечений, включая современный кинозал на 200 мест. Я, знакомая с «Ленфильмом» более 30 лет, провела в новых пространствах несколько часов, радуясь и тревожась...

В глубине  сквера на Каменноостровском проспекте, дом 10, – по-прежнему портик с колоннами, центральный вход на киностудию. Это осталось непотревоженным, а 4 гектара вожделенной для акул капитализма питерской земли в центре города – по-прежнему принадлежат «Ленфильму», и только ему. Никаких гостиниц, океанариумов, торговых центров и прочих мерзостных капищ, пожирающих историческое наследие. Нет даже «непрофильных арендаторов». Это кажется чудом, но, однако, случается в наше время, когда величественный государственный «левиафан» поглощает мелких хищников. Высшее мановение державной руки, инспирировавшее золотой дождь кредитной линии ВТБ, позволило гендиректору «Ленфильма» Э. Пичугину сильно преобразить руины советской киностудии. Во что?

Посетитель весёлыми ногами входит в центральный холл, где больше нет милиционера, а есть сувенирный киоск и фотографии на стенах. В киоске пока что особо нечем торговать (фирменные открытки и плакаты обещают в будущем), а фото на данный момент напоминают о киноработах Кирилла Юрьевича Лаврова, чьё 90-летие Петербург отмечает 15 сентября. Далее, поднимаясь по лестнице, посетитель может увидеть выставку костюмов – она тоже пока невелика, но впечатляет. Перед нами – та самая бурка Чапаева из «Чапаева», камзол Клавдия и платьице Офелии из «Гамлета», наряды графини Дианы из «Собаки на сене» и прочее дивное шитьё старого «Ленфильма». Затем путь ведёт в конференц-зал (зал «Под колоннами»), где собраны очаровательные уголки из реквизита знаменитых картин прошлого. Несомненно, взгляд посетителя упадёт на два костюма – Шерлока Холмса и доктора Ватсона, и невольная слеза увлажнит любопытствующий взор. Да вот он, костюмчик в мелкую чёрно-белую клеточку, облекавший нашего дорогого Ватсона-Соломина, давно покинувшего этот мир!

Затем кафе и кино, тут всё по современному формату, разве что на пути возникают маленькие культурные развлечения вроде головы профессора Доуэля из одноимённого фильма. Что ж, посетитель пускай идёт в кино, хотя репертуар кинозала сегодня не поражает разнообразием и качеством (это обещают в будущем), а я прохожу наконец через охрану и оказываюсь в части, для простого посетителя недоступной. Всё, закончился гламур! Родные павильоны, бесконечно милый обшарпанный коридор, старенькие корпуса и лестницы цехов – всё на месте. И главным радостным удивлением оказалось, что я и не представляла, насколько всё на месте. Ведь долгие годы шли тревожные слухи, что «Ленфильм» убывает, его материальная база распыляется – и это, по счастью, неправда. Закрома студии набиты до отказа. Оружие, автомобили, платья, мебель, посуда – всего вдоволь. Предметов культуры Российской империи и советского периода такое множество, что желающий снять кино может свободно арендовать любой реквизит, обставить хоть гостиную графа, хоть комнатку студента какого тебе угодно года. Одно дело – для фильма из, скажем, послевоенного времени купить гранёный «мухинский» стакан в магазине, и совсем другое – взять из реквизиторского шкафа подлинник. Кому-то это покажется несущественным, но такого эстетического тупицу «Ленфильм» должен казнить на пороге. Ведь там по коридорам бродит и будет бродить суровая тень мученика Подлинности – Алексея Германа-старшего!

Да, смерть Германа и Балабанова подвела незримую черту под историей старой киностудии «Ленфильм». Ушли загадочные «творческие микробы», им придётся возникать заново. К открытой части киноцентра «Ленфильм» никаких очень уж строгих претензий, по-моему, быть не может: чистенько, современно. Конечно, без особых творческих удач – цветовое решение не оригинально, люстры – как во французских трёхзвёздочных гостиницах. Предполагаю, что знаменитые художники «Ленфильма» не принимали активного участия в переформатировании студии, они бы явно придумали что-нибудь более изысканное, не «как у всех». Но то, что есть сейчас, куда лучше неопрятных руин, в которые грозился превратиться старый «Ленфильм». Ушёл запах распада. Наступила свежеотремонтированная неопределённость...

Киноцентр предоставляет услуги всем платёжеспособным желающим, и это естественно и понятно. Но будет ли он стимулировать оригинальное творчество? На сегодняшний день имеется одна новая картина – «Развод по собственному желанию» режиссёра И. Северова, лирическая комедия. Показанная на фестивале в Выборге, она не вызвала острого интереса ни публики, ни критики. Сергей Снежкин заканчивает «Контрибуцию», и ни пуха ему ни пера, по крайней мере он снимает в своих лентах великолепных питерских актёров.

Да, музейная часть «Ленфильма» в порядке, это обеспечено его столетней историей. А вот творческая часть на сегодняшний день похожа на чистую страницу тетради, которая только что куплена к новому учебному году и даже неизвестно, чьим именем будет подписана. Но, тревожась о будущем, испытываю прочную радость настоящего – Каменноостровский, 10, остался территорией кино.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram