Даниил БЕЛЫХ родился в семье известной актрисы Наталии Колякановой. В 2000 году окончил Театральное училище им. Щукина и стал активно сниматься в кино. Известность пришла после картин «Ландыш серебристый» и «Девять жизней Нестора Махно». Затем были заметные работы в таких фильмах и сериалах, как «Сваты», «Любовь-морковь», «Вангелия», «Пропавшие без вести», «Безопасность» и др. Недавно в российский прокат вышла комедия «Дабл Трабл», где Даниил Белых сыграл главную роль.
- Даниил, о чём комедия «Дабл Трабл», над кем, как говорится, смеётесь?
– Наша комедия даёт возможность посмеяться не тогда, когда кому-то плохо, а над разнообразными, добрыми и всем знакомыми житейскими ситуациями. Наши шутки не циничны. Я играю… дедушку. Но в жизни мой герой – достаточно молодой и успешный человек. Сейчас такое время на дворе, когда одинокий мужчина, вдруг остро почувствовавший своё одиночество, скорее заведёт собаку, чем всерьёз задумается о семье и детях. Таков и мой герой. Но однажды ему звонят в дверь. На пороге стоят его дочка и внук, о которых он раньше ничего не знал. Радоваться или огорчаться? Победа это для успешного человека или поражение?
– Владелицу радиостанции, где ваш герой работает диджеем, играет Екатерина Варнава, не имеющая актёрского образования. Как вы считаете, нужно пять лет учиться в театральном институте, чтобы сниматься в современном кино?
– Понимаете, у участников Comedy Club, «Уральских пельменей» и других юмористических шоу встречается ложное ощущение, что если они хорошо выполняют работу в своих проектах, то в кино им достаточно делать то же самое. Когда я вижу человека с одними и теми же качествами, ужимками, прыжками в телевизоре и в кино, мне не нравится. Но кино – это совсем другой жанр. Задача кинорежиссёра – преодолеть эту инерцию, вытащить из непрофессиональных актёров те качества, которые необходимы именно для кино. И если у человека есть не только юмористический, но и актёрский талант, то вопрос адаптации к киношному формату – исключительно вопрос времени. Кате Варнаве этот переход дался легко, я считаю, она отлично справилась со своей ролью.
– Это правда, что свою первую роль в кино вы сыграли у самого Алексея Юрьевича Германа в фильме «Хрусталёв, машину!»?
– Да, я был тогда в восьмом классе, учился в 123-й театральной школе. Мой приятель играл в «Ералаше» и через эти съёмки как-то попал к Герману и меня заодно прихватил. Мы снимались парочку дней в Москве и в Питере. Там была сцена драки, когда моему персонажу ломают руку. Рядом проходил один из главных героев, и мы с ним обменивались двумя-тремя фразами. Маленький эпизод, но мне было приятно очутиться в атмосфере германовских съёмок. Они даже пахли как-то по-особенному, я этот запах до сих пор помню. Сейчас применяются новые дымовые машины, глицериновые, электрические. А раньше работали такие военные дизельные «гелендвагены», и дым был совсем другой по запаху…
И конечно, у Алексея Германа на съёмочной площадке был определённый ритм, не быстрый. Сейчас, знаете, когда в фильме снимают, мне всё время хочется сказать: вы представляете, если бы вот так, как вы сейчас снимаете кино, вам бы зубы, например, лечили: «Давай-давай, быстрее-быстрее!» Существуют процессы, в которых быстрота недопустима. Этим Алексей Герман, конечно, очень отличался от остальных режиссёров.
Интересно, что спустя годы я попал к Алексею Юрьевичу на Высшие режиссёрские курсы. Но как-то постеснялся сказать ему, что снимался в «Хрусталёве», а он, разумеется, меня не вспомнил.
– Даниил, в сериале «Безопасность» вы сыграли коррумпированного начальника ОБЭП. Вы прочувствовали в этой роли, каково это, брать миллионные взятки?
– Очень интересная работа. Режиссёр сериала «Безопасность» Никита Высоцкий дал мне возможность играть героя не отрицательного с первого кадра, с каким-нибудь шрамом через всё лицо, как снималось во времена СССР. Мне хотелось рассказать про человека, который постепенно, шаг за шагом отступает от всех норм морали, от своего душевного спокойствия ради выгоды. Но один шаг в сторону ведёт тебя ко второму шагу, уже непоправимому: в концовке мой персонаж заказывает и пытается убить своего подчинённого, молодого парня, который хочет разоблачить начальника, хочет служить так, чтобы всё было по закону… Знаете, после этой роли я стал лучше понимать современных российских чиновников.
– В каком смысле?
– Наш чиновник реагирует на любую ситуацию, будто скользит по волне. Процесс принятия решения у него происходит не в голове или сердце, а где-то там, в копчике. Ему выгодно поступить именно так, он так и поступает. И к сожалению, когда человек всё время так лавирует «между струйками», он и наказание своё не может воспринять адекватно. Нет у него духовного потенциала, чтобы раскаяться.