Так уж получилось, что в режиссёры Козлов решил пойти, имея за спиной высшее техническое образование и три года работы по инженерной специальности. На курсе в театральной академии он оказался самым старшим: немудрено – кругом дети, только-только школу закончившие, а тут он – 28-летний дядя… Потом «дядю» занесло в ТЮЗ, где зритель был и вовсе в несколько раз моложе его, потом Козлова потянуло преподавать молодым в альма-матер… Потом были Госпремия, «Золотой софит», успех, который не покидает Козлова и по сию пору.
По словам вице-губернатора Владимира Кириллова, за идею торжественной церемонии жители города должны благодарить городских чиновников, позавидовавших шикарной московской церемонии начала упомянутого марафона по всероссийскому восславлению литературы. Проводили её в столице в театре им. Е.Б. Вахтангова, и вопроса, где её проводить в нашем городе, даже не возникло: литература и театр – «близнецы-братья». А тут и Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра, пообещал, что «сделаем не хуже».
Действительно, читателям и театралам обещают, что на всех трёх этажах нового пространства Александринки в этот весенний день пройдёт книжная ярмарка, действующими лицами которой будут издатели, писатели и поэты, а молодые актёры покажут театрализованное представление, основанное на букве классиков и наших современников.
«Год литературы – не одномоментное мероприятие. Главное, чтобы всё не ограничилось красивыми стартом и завершением», – говорит советник губернатора Александр Малышевский, уверенный, что с наполнением подобных мероприятий часто возникают проблемы. Первоочередной задачей организаторов, по мнению Малышевского, должно стать годичное сохранение экспрессии привлечения внимания к русской национальной литературе.
На счастье, 2015 год в России и Петербурге богат на события и юбилеи, связанные с литературой: тут и чеховский юбилей, и юбилеи Фёдора Абрамова, Константина Симонова, Евгения Долматовского, Михаила Матусовского и Ольги Берггольц, и 30‑летие спектакля «Братья и сёстры» в МДТ – театре Европы… Да один только Пушкинский дом с его литературными сокровищами способен удержать внимание массы людей!
На год городом запланированы восемь больших литературных циклов, которые будут материализованы в петербургских театрах. Так, цикл «Литература и авторы» послужит сближению известных литераторов с читателями. «Литература и её интерпретаторы» поможет взглянуть на литературные произведения сквозь призму чтецких талантов (в том числе актёров-москвичей, которые приедут в Петербург с программами творческих вечеров). «Поэтический Вавилон» познакомит петербуржцев с современными поэтами обеих столиц, а цикл, посвящённый экранизациям классических произведений, познакомит горожан с самыми известными киноверсиями классики. Удивительно, но никакого бюджета, отпущенного на проведение Года литературы, в Петербурге нет и в помине: все мероприятия будут проводиться силами и на средства энтузиастов.
К Году литературы и юбилею Иосифа Бродского будет приурочено открытие 24 мая музея-квартиры поэта. В город уже доставлены из Нью-Йорка личные вещи Бродского, которые пополнят коллекцию музея, начало которой, по словам Нины Поповой, директора музея Бродского, было положено под крышей Фонтанного дома ещё в 90-е годы, когда друзья Иосифа Александровича начали передавать на музейное хранение различные предметы и вещи, связанные с историей квартиры в доме Мурузи. «Но открыть музей – это полдела, – комментирует Малышевский. – Жизнь его начинается с художественной идеи, отличающей конкретный музей от других». «Мы сейчас открываем музей-храм. Это только точка отсчёта, – вторит Нина Попова. – Наша задача – превратить его в музей-форум, в живой музей, который будет вести диалог с социумом». Однако, если судить по информации Николая Солодникова, представителя музея Анны Ахматовой, составной частью которого будет музей Бродского, работы и до открытия невпроворот: вскрытие полов, укрепление перекрытий, частичный косметический ремонт, оформление различных документов и освоение отпущенных на проект денег… Возможно, появится и издательский проект, приуроченный к открытию музея. Но чиновники отдают себе отчет в нерентабельности подобных учреждений. «Искусство у нас не всегда рентабельно, но это не означает, что мы не должны хранить память. Наше общество сильно своей памятью. Если она у нас есть, у нас есть и будущее», – уверен Владимир Кириллов.