Довольно неожиданно для скептиков, не слишком увлечённых дарованиями писателя Сергея Минаева и режиссёра Романа Прыгунова, фильм «Духless-2» оказался куда выразительнее, чем «Духless» изначальный. Очень уж тема занимательная – судьба молодого человека в водовороте фантасмагорических хищений так называемых госкорпораций.
Люди скромного достатка, проходя мимо новейших монументальных отелей и небоскрёбов, сияющих бездарностью уже космических масштабов, невольно задаются вопросом: а что же там происходит, какие инопланетяне там расхаживают и чем занимаются? Занимаются наши «инопланетяне», конечно, старинной забавой грабежа казны, однако в супермодном стиле и с привлечением высочайших технологий. В этот блистающий стеклом, гранитом и цинизмом мир самодовольных гнид в шикарных костюмах и заглядывает новый «Духless».
Мы застаём нашего героя, с очень точным именем Максим в состоянии блаженного покоя. Земной рай – Бали! На сцапанные на родине денежки он купил себе домик и живёт расчудесной «загробной» жизнью: упражняется в сёрфинге, поглощает диковинные коктейли и крутит лёгкую любовь с тропиканками. Борода весьма красит Данилу Козловского, а очертания торса выдерживают самые строгие голливудские стандарты. Роста же наш герой совсем хорошего, он куда выше американских звёзд. (Они там навострились своих смазливых крошек как-то удачно снизу снимать, что они кажутся высокими.) Итак, наш Максим замер в длительном экстазе и не проявляет никаких свойств, правда, парень он по-прежнему не такой уж плохой – во всяком случае, спасает на воде земляка. Этот земляк, фамилия Белкин, и толкает ему на берегу моря энергичную речь: теперь, говорит, парень, надо в Москве жить, гламур сдох, новая волна пошла, и её следует оседлать молодым и рьяным.
Внезапно «загробная» балийская жизнь резко прерывается – герою подкинули наркотики, отняли дом и вышвырнули обратно на родину в одних шортиках и тапочках на босу ногу. В секретной комнате аэропорта «Внуково» (а мы по истории Сноудена знаем, какие любопытные комнаты бывают в наших аэропортах) ему предъявляют ультиматум: или ты устраиваешься на работу к Белкину и стучишь нам на него, или вот папка, а в ней на тебя и мёда, и дёгтя годков на десять. А Белкин этот, чудесно спасённый, возглавляет госкорпорацию «Росинновации». Так что нравственный выбор Максима длился недолго, тем более загранпаспорт у него отобрали, а рожи у полицейских такие, что ясно – их предки травоядными не были. (Особенно страшна баба, откровенно стилизованная под всенародную любимицу – Евгению Васильеву.)
Максим попадает в мир, где действительно старомодный гламур с его кумирами вроде чемодана «зелени» или стены из радужных пятихаток – это какие-то древние пещеры. В этом беспроводном и как будто уже бестелесном мире деньги – это бешено мчащиеся из ниоткуда в никуда полчища нолей. Эти бешеные ноли, как джинны арабских сказок, ткут в воздухе огромные бизнес-центры, невероятные отели, потоки сияющих машин, у которых вот-вот вырастут крылья, словно у экипажа Бэтмена. Следы окисления белка уже как будто неразличимы, и люди здесь – тоже лёгкие, летучие, неуловимые, стремительные. Говорят они быстро и загадочно. Например, «был за стеной». Так надо понимать – за кремлёвской стеной… Закон жизни тут царит древний, известный ещё в формулировке Ивана Карамазова – «Один гад съедает другую гадину», да и откуда новый-то возьмётся. Но декорации сильно поменялись, и в их строительстве старые демоны совершенно неутомимы, как будто получили сверхъестественный транш от своего повелителя.
Приодевшись в бренды и гладко побрившись, герой приступает к работе в «Росинновациях», поверив поначалу в их прозрачность. Должность стукача его вроде бы мучает, но вообще-то душевная жизнь нашего Максима не очень понятна. Дело в том, что обычно нравственный выбор киногероев сосредоточен в глазах. А у Козловского, при всем его очаровании, проблема с глазами. Нет, они красивые и хорошей формы, но в них трудно что-то прочесть. Впрочем, такое бывает у нынешних успешных молодых людей, так что не будем придираться и спишем неподвижность глаз и однообразие мимики за счёт того, что так и надо для современного юного упыря. Поработав на благо «Росинноваций», Максим решает признаться Белкину, что его завербовали. Белкин нисколько не удивлён и заверяет героя, что в «Росинновациях» всё честно и благородно.
Разумеется, Белкин – мошенник, и хищения в «Росинновациях» идут могучие и хитромудрые. Разумеется, герой отслеживает эти хищения с помощью тех самых инноваций, которые стали по его наводке внедрять. Сюжет закручен энергично, и герой действительно совершает поступки, на этот раз не упиваясь собой, как в первом фильме, а прекрасно осознавая ничтожество среды, в которую он попал. На этот раз режиссёру вполне удалась ироническая дистанция, он выстраивает эстетику своего мира, нисколько ею не восхищаясь. Высокие технологии – в руках воров и убийц. Дивные блистающие здания наполнены преступлениями и развратом. Молодой человек, оседлавший волну московского безумия, спасён только чудом, но и это чудо подано весьма иронически. Ритмы триллера то и дело сопрягаются с откровенной «сатирой на нравы», что совсем неплохое сочетание. Всё это делает картину вполне приемлемой – правда, живо заинтересовать она может по преимуществу Москву.
Для России вся эта жизнь в небоскрёбах среди росинноваций очень уж фантастична, чужда, далека, непонятна и при этом неприятна. Конечно, можно поверить, что где-то там, в столице, молодые люди с космической скоростью пилят бабло. Но отечество традиционно тоскует по настоящим героям, в глазах которых читается твёрдый нравственный выбор. А наш Максим, хоть и обаятельный, и не безнадёжный, но всё ж таки – пройдоха и прохвост.
Что ж, будут другие времена, будут и другие герои.