Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура № 47(439) от 11.12.2014

Культурный форум – взгляд сбоку

, 17:53 , Писатель, критик, драматург

7–9 декабря в Санкт-Петербурге состоялся Международный культурный форум, третий по счёту. Бесчисленное количество участников и мероприятий форума совершенно исключает достоверный и полный отчёт о них какого-то отдельного лица: это лицо было бы не в состоянии посетить и десятой доли событий. Так что ограничимся своего рода «заметками на полях».

Мокрый  снег повалил в Петербурге фантастически некстати: 6 декабря примерно в 17:45, ровно тогда, когда в честь 250-летия Эрмитажа на Дворцовой площади готовилось шоу «Бал истории» (фильм проецировали на стены Генштаба). Десятки тысяч людей сначала терпели, а потом дружными толпами потянулись по Невскому проспекту к метро, заняв проезжую часть. Клубы снега, отчаянные гудки машин… Что так рассердило небесных покровителей города? Может быть, то, что 250-летие Эрмитажа насчитали аж от коллекции Екатерины Великой? Но это дело обыкновенное. Или не понравилось то, что в последнее время Эрмитаж, прекрасно выполняя функции хранения ценностей, хочет стать ещё и рассадником «современного искусства»?

Глокальные времена, господа!

Вот какие шедевры ловкой демагогии рассылает нынче главный музей города. Привожу отрывок из релиза выставки «GLASSTRESS2015GOTIKA», которую Эрмитаж собирается проводить на венецианской бьеннале 2015 года. «Мы снова живём в «глокальные» (от слов глобальный+локальный) межкультурные времена с бесконечно многообещающими результатами технического прогресса… В изобразительном искусстве и архитектуре Европы готика стала первым интернациональным стилем. Сегодня похожую роль играет современное искусство. Все характерные для готики признаки: сложность, фундированность философией, системная последовательность, всеядность, пристрастие к внешнему эффекту, девиантность – могут быть установлены как определяющие и для современного искусства…» Вот это фокус! Значит, готический Кёльнский собор и ржавая машина, которая летом стояла у Эрмитажа в рамках «бьеннале современного искусства» – одного поля ягоды? А может, стоит внести в список якобы схожих черт готики и современного искусства талант, профессионализм и веру в Создателя? И тогда шарлатанская игра слов сама собой растает, потому что у творцов готики всё это было, а у современных арт-аферистов, как правило, нет и в помине?

Министры, министры, министры

Культурный форум – что-то вроде военного парада: внизу проносят достижения и проходят войска, наверху – начальство. Начальники прибыли на форум в изрядном количестве и посетили не только традиционные начальниковые места вроде Эрмитажа и Президентской библиотеки. К примеру, в музее Фаберже министры культуры различных государств провели «деловой завтрак без галстука» и подписали ряд соглашений. Правда, среди них не было ни одного министра культуры из стран Европы, кроме Сербии, зато были министры культуры из Южной Осетии, Абхазии, Лесото, Ливана и Южного Судана,что, конечно, куда круче. К сожалению, публике не сообщили меню делового завтрака, так что непонятно, зачем вообще упоминать слово «завтрак», возбуждая здоровое любопытство, но ничем его не удовлетворяя.

Заместитель председателя правительства Ольга Голодец присутствовала в «Чаплин-холле» в рамках секции «Цирк» и поведала о программе «Социоцирк». Тема социоцирка, конечно, полностью в компетенции О. Голодец, да и все мы в целом можем сказать немало интересного о социоцирке, в котором пребываем много лет. А В. Мединский очутился и вовсе в предельно демократическом месте – в магазине «Парк культуры и чтения» на Невском, поскольку представлял собственные книги как автор. С одной стороны, хорошо, когда во главе министерства стоит образованный человек. С другой – все авторы тщеславны и высокомерны, а для пользы дела начальникам над культурой лучше бы испытывать трепет и смирение перед реальными её творцами. Что касается президента, то он пронёсся над культурным форумом в своём обычном стиле Бэтмена, за сутки заглянув в Царское Село и Эрмитаж, проведя совещание по науке и образованию и поздравив Алису Бруновну Фрейндлих с Днём её Благословенного рождения. А действия Бэтмена обсуждению не подлежат – остаётся только тихо и страстно надеяться, что когда-нибудь, может быть, он прилетит и к тебе.

Москва самодовольная

Конечно, хорошо бы культура помогала взаимопониманию народов. Но покамест с этим трудно даже у Москвы с Петербургом. На форум прибыла делегация из Департамента культуры г. Москвы во главе с Сергеем Капковым.Этот удивительный человек (живая иллюстрация известного русского выражения про гуся и воду), в принципе лишённый рефлексии, радостно поведал, что:

1. Секрет успешной работы департамента в том, что у него много денег.

2. Департамент культуры Москвы замечателен тем, что он производит смыслы.

Видимо, в качестве живого доказательства процветания культуры в Москве департамент привёз драматурга Вырыпаева и режиссёра Богомолова. Нет, что-то не убедил меня департамент, скорее испугал: не дай бог, скромное петербургское управление культуры, у которого мало денег и которое никакие смыслы, хвала Создателю, не производит, наберётся самодовольства у московских коллег. И начнёт предъявлять режиссёров, начисто лишённых таланта, в качестве новаторов-реорганизаторов культуры. Как правило, таких голубчиков Санкт-Петербург дарит Москве, как подарил ей некоего Б. Юхананова. Некто Б. Юхананов успешно превратил Театр имени Станиславского на Тверской в нечто под названием «Электротеатр Станиславский». Пока что никаких спектаклей там нет, и откуда бы они взялись, если во главе стоит не режиссёр, а прожектёр? Мои поздравления труппе бывшего Театра имени Станиславского, которая съела способного порядочного человека – Александра Галибина и получила взамен то, что заслужила.

Нет уж, спасибо, дорогая моя Москва, но давайте вы будете сходить с ума по-своему, а Петербург – по-своему. Ходите сами в свои «Электротеатры», а Петербург пусть останется реликтовой рощей театра обыкновенного, драматического.

Стоит ли овчинка выделки?

Культурный форум – предприятие новое. Нужное ли? Не берусь ответить. Вот «Золотую маску», «национальную» театральную премию, этого спрута, рождённого лихими 90-ми, считаю необходимым упразднить. Такая экономия выйдет! А нужно ли прессовать сотни встреч, открытий и диспутов в три дня, судить не могу. Тем более на форуме авторитетные профессионалы хронически чередовались с бойкими самозванцами, и какая от этого могла произойти польза для культуры – неведомо.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram