Аргументы Недели → Культура № 6(398) от 20.02.2014

Берлин поднебесный

, 20:21 , Кинокритик, тележурналист

Закончился 64-й Международный кинофестиваль в Берлине, и можно подвести его итоги. Ведь в день закрытия отборочная политика, за которой журналисты и кинокритики следили все 10 фестивальных дней, пересекается с призовой политикой. А она более политизирована, как я успел заметить. Фильму часто дают приз не за его выдающиеся достоинства, а потому что кинематограф данной страны надо поощрить.

Курс на Китай

Был период, когда все фестивали подряд раздавали призы посредственным фильмам из Восточной Европы – знак культурной адаптации c Западом. Был период, когда все фестивали увлеклись Юго-Восточной Азией. Не была забыта и Африка. Помню, одноплановому африканскому фильму дали «Золотого медведя» в 2005-м, потому что «в нём много солнца», и это тогда, когда в конкурсе участвовал безупречный фильм Александра Сокурова «Солнце». В этом году настала очередь Китая. Фильм «Чёрный уголь, тонкий лёд» режиссёра Дяо Йинана (Diao Yinan) получил «Золотого медведя» за лучший фильм, а актёр Фан Ляо (Fan Liao) «Серебряного медведя» за лучшую мужскую роль.

Фильм начинается с того, что на конвейере с углём рабочие замечают какой-то посторонний предмет, и выясняется, что это отрезанная рука. Вызывается полиция, и за одним из полицейских камера станет следить дальше. Он очень похотлив. Даже спокойно не может расстаться с девушкой, с которой только что имел секс, и тискает её. Она упрыгивает от него в проходящую мимо электричку. Его ранят и комиссуют со службы. Проходят годы, он втюривается в девушку из химчистки. Они катаются на коньках (пошла лирика). Потом он отпугивает всех её клиентов-мужчин (дальше пойдёт нуар, то есть чернуха). При этом у актёра одно и то же выражение лица, а фильм вообще кажется одноклеточным. Всё происходит на первом плане. Его по всем позициям нельзя сравнивать с великолепным «Отелем Гранд Будапешт», настолько это разные уровни кинематографа. А Рэйф Файнс не просто создал образ консьержа, но и бесконечно разнообразен, и главное – умудрился передать образ прекрасной эпохи, Belle Epoque, чудесным образом сохранившейся в его отеле до прихода к власти нацистов. Виртуозно и остроумно придуманная комедия, переходящая в трагикомедию, «Отель «Гранд Будапешт» Уэса Андерсона задал, я думаю, самую высокую планку на фестивале. И перескочить её не смог никто, если говорить о кинематографе. Если же подключить сюда геополитические соображения, то тогда всё объясняется.

Однако жюри всё-таки состоит из кинематографистов и, видимо, усовестившись, оно наградило фильм Уэса Андерсона Гран-при жюри, вторым по значению, но всё-таки «серебряным», а не «Золотым медведем». За незолотым медведем режиссёр через Атлантический океан лететь не стал, и приз за него получил директор фестиваля Дитер Косслик.

Переходный возраст

Приз за лучшую режиссуру вполне заслуженно получил фильм «Отрочество» Ричарда Линклейтера, который придумал для своей истории интересный приём. Он снимает героя – мальчика с первого класса начальной школы до первого курса колледжа, то есть 10 лет. Каждый год он собирает актёров – отца мальчика (Итан Хоук), который немножко фрик, и мать мальчика (Патриция Аркетт), которая немножко слишком влюбчива, и разыгрывает с ними новые сцены. Родители сходятся-расходятся, а мальчик реально растёт и переживает, когда близкие люди подкладывают ему сюрпризы. Особенности его переходного возраста тоже не остаются без внимания режиссёра. Фильм снискал наибольшее количество аплодисментов публики, которая испытала настоящие эмоции, сопереживая героям фильма.

Без приза остался один из самых удачных фильмов конкурса – «В порядке выбывания» норвежского режиссёра Питтера Моланда со шведской звездой Стелланом Скарсгардом в главной роли (он играет и у Ларса фон Триера во внеконкурсной «Нимфоманке»). Снятый в стиле чёрной комедии фильм не просто изобилует трупами, он ведёт им подсчёт. После очередного убитого бандита на экране на чёрном фоне появляются его имя, фамилия и обязательно ссылка на вероисповедание. Если персонаж – викинг, то это католический крест, если серб, то православный крест, если еврей, то звезда Давида.

Завязкой сюжета становится смерть от передоза сына героя Стеллана Скарсгарда, которого бандиты оставляют на скамейке в городе. Так они устранили невольного свидетеля их махинаций с наркотрафиком. Полиция отказывается проводить расследование, тогда герой Стеллана, работающий водителем снегоуборочного бульдозера с ледокольным капотом в норвежском медвежьем углу, начинает вести собственное расследование, ведь его сын не наркоман! Приятель сына сообщает ему контакты исполнителей, и вот мы имеем два первых трупа. Правда, ещё живые, они выдадут ему имя бригадира. Преследуя его машину на своём ледоколе, отец убиенного юноши беспощаден. Он становится одиноким мстителем, и наркобарон встревожен – пропали уже трое членов мафии. Естественно, он думает на конкурентов сербов, с которыми викинги делят наркотрафик в городском аэропорту. И приказывает отомстить. Викинги казнят внука главаря сербской мафии.

Вообще режиссёр Моланд ни секунды не забывает, что снимает чёрную комедию. Так, для регистрации очередного трупа приезжают двое полицейских, одного из которых тошнит от вида крови, а другой падает в обморок при виде мертвеца. Действие в фильме развивается по спирали, и вот уже главарь сербов объявляет войну викингам. Между тем наркобарон узнаёт фамилию мстителя, но его брат, которому осталось жить всего несколько месяцев, потому что у него рак в последней стадии, берёт вину на себя. И мститель избегает мести. Чтобы замириться с сербами, наркобарон (а его играет молодой красивый юноша), у которого симпатичный маленький сынишка, приказывает отрезать голову одному из своих приспешников. Выбирает самого молодого и делает это фатально, потому что другой бригадир является любовником этого юноши и потом выдаст явку викингов сербам из мести за смерть сердечного друга. А пока его отрезанную голову в коробке из-под торта отсылает дедуле с посыльным. Но номер не проходит. Дедуля казнит посыльного – ему надо сына за сына. Кроя сербов и все дикие восточноевропейские народы (больше всех почему-то достаётся албанцам), наркобарон распоряжается срочно забрать сына из школы. Но там его уже пасут сербы, нахваливая норвежскую тюрьму: и тепло, и сытно, и надзиратели не насилуют заключённых. Пока они мечтают о норвежской тюрьме, наш мститель похищает сына наркобарона и прячет его в своём снегоуборочном гараже-ангаре. Догадываетесь, что в кульминации фильма дружина сербов сойдётся с дружиной викингов, и все друг друга перестреляют. А мальчик будет спасён и возвращён симпатичной маме, которая давно развелась с криминальным мужем.

Я понимаю, что фильм для «Медведя» слишком жанровый, но мы у Тарантино видели и не такое, а призы всегда прилипали к его фильмам. Что касается остальных конкурсных лент, то они были на порядок ниже по уровню, нежели уже мною упомянутые. Так что награды нашли своих героев, только я бы Андерсону дал «золотого мишку».

Не могу не отметить и новую работу Катрин Денёв в фильме «Женщина во дворе», гала-премьера которого прошла в рамках фестиваля. Актриса гордо перешла черту между секс-символом и пожилой тёткой и в очередной раз создаёт образ женщины уже пенсионного возраста, но по-прежнему эротически привлекательной и забавной в одно и то же время. Играя вроде бы простую квартирную хозяйку, нанимающую на работу консьержа (консьерж не без лёгкого аутизма), актриса создаёт образ героини с богатым внутренним чувственным миром и сложной организацией личности. Фильм куплен для нашего проката, так что не пропустите. А я прощаюсь с вами до Каннского кинофестиваля.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram