Аргументы Недели → Культура № 1(393) от 16.01.2014

Спешите смотреть, пока не закрыли

, 17:53

Актёр и режиссёр Василий МИЩЕНКО приехал в Москву из Ростовской области и стал известен благодаря фильму Сергея Соловьёва «Спасатель», и ещё снялся более чем в 70 фильмах: «Дежа вю», «Солнечный удар», «Убить Сталина», «Оттепель» и др. В 80-х годах выступил против телевизионного начальства и был негласно отлучён от голубого экрана на 7 лет. Сейчас в активе у Василия Константиновича сериал «Приглашение», в котором он сыграл командира полка, и телефильм «Как развести миллионера», где Мищенко выступил уже как режиссёр.

- Василий, в одном из интервью вы сказали, что как режиссёр предпочитаете снимать доброе кино...

–Финалы в моих картинах всегда светлые, добрые, они дают людям надежду. Это мой осознанный выбор, и я его придерживаюсь. Снимать чернуху, чтобы потом вывозить её на западные кинофестивали, где очень любят смотреть, как в России всё плохо и безнадёжно, – мне неинтересно.

– У вас есть ностальгия по прошлому?

–Я приехал в Москву из маленького шахтёрского посёлка, у меня здесь никого не было, всего добился сам, без блата. Страна под названием Советский Союз мне очень многое дала, и я не могу плевать в её сторону.

Там осталось более светлое ощущение жизни. Трудности были, но сейчас они кажутся незначительными. Хотя я помню, как стояли в очередях за хлебом в хрущёвскую оттепель, зато картошка всегда была на столе! Помню восстание студентов в Новочеркасском политехе, которое затем переросло в восстание всего города. Сотни убитых – всё происходило на моих глазах. Но всё равно советское время осталось для меня светлым, и хаять его я не имею ни человеческого, ни гражданского права.

– Чтобы вам прежде всего хотелось изменить в нашей стране?

– Прежде всего хотелось бы избавиться от коррупции. Вот, например, нужно мне оформить квартиру, иду к чиновнику. Смотрю на него, а у него вместо глаз денежный счётчик. Мол, известный, значит, деньги есть! Я бы очень хотел, чтобы в нашей стране мы как можно быстрее пришли к пониманию того, что чиновник – слуга народа, а не народ обслуживает его.

Я не призываю к карательному мечу, но за коррупцию надо сразу увольнять с конфискацией имущества! Посмотрите, что творится на рынках! Русскому крестьянину даже некуда встать. Везде представители бывших советских республик, за ними криминал. Очистите хотя бы Москву как начало всех начал!

Ещё бы хотелось снимать кино на злободневные темы, и чтобы цензура с порога не говорила «нет!». Я же понимаю, что они там, на ТВ, боятся потерять свои хлебные места! Вот и говорят: «Это не наш формат. Снимай за свои деньги». Можно найти деньги, но что дальше с этим делать? Показывать на кухне родне?

– В своё время вы нелицеприятно высказались в адрес чиновников с ЦТ и вас на несколько лет отлучили от голубого экрана. Чем вы им насолили?

– Это было в 1981 году, я снялся в фильме Геннадия Полоки «Наше призвание», в котором рассказывалось о первых советских школах. Главный редактор ОРТ Жданова усмотрела в нём параллель с тогдашними событиями в Польше, и фильм положили на полку. Потом у меня брали интервью, и я высказался против этого решения. Они напечатали это, Жданова усмотрела в моих словах антисоветчину и наложила на меня негласный запрет. На «Мосфильме» в кино я снимался, а на ОРТ моё лицо не появлялось много лет. Меня не приглашали в передачи, просто забыли... Но меня это не сломало, а закалило. Я не спился, не скатился в небытие. Помогала мечта снять фильм, добиться чего-то в режиссуре. В таких случаях главное – не падать духом и держаться до последнего, Господь не оставит.

– Вы снялись более чем в 70 фильмах. Вы трудоголик или деньги зарабатываете?

– Какие деньги?! Большинство моих фильмов осталось в СССР. За роль в фильме Сергея Соловьёва «Спасатель», который был удостоен специального приза на Венецианском кинофестивале, я получил 900 рублей. О чём вы говорите?! Я трудоголик, но не гоняюсь за ролями, не хожу по студиям и не заглядываю в двери. Верую: что суждено сыграть, обязательно сыграю.

– В спектакле «Анархия» вы играете панка-рокера, барабанщика Джона Смита с синими волосами и нецензурно ругаетесь. У депутатов нет претензий к вашему спектаклю?

–По этому поводу я так и говорю:«Ребята,приходите смотреть наш спектакль, пока его не закрыли!» Помню, Пётр Тодоровский со своей супругой приходили на «Анархию». Они были в восторге! Пётр Ефимович сказал: «Класс!» Я был в шоке от его слов, подумал: «Значит, мы правильно всё делаем, если такому взрослому поколению понятно, про что там и как». Надо отдать должное Галине Волчек, которая рискнула с этим спектаклем и дала понять, что театр «Современник» полностью соответствует своему названию.

– О чём вы подумали, когда режиссёр спектакля Гарик Сукачёв предложил вам такую необычную роль?

– Я вырос на музыке The Beatles, а панк-движение было мне неизвестно, я в эту сторону даже не смотрел. Пьеса вызвала у меня отторжение. Я не ханжа и сам иногда употребляю ненормативную лексику, но даже меня этот материал поверг в шок! Хотел было уже отказаться, но вмешалась моя жена: «Да ты сам ругаешься так, что мало не покажется! Сумасшедший, прочти пьесу ещё раз. Дело не в мате, а в судьбах людей!» Благодаря Ольге я взглянул на всё под другим углом. Спасибо Гарику и Мише Ефремову, что дали мне возможность освоить музыкальные инструменты, прикрепив к своим «Неприкасаемым». Могу теперь в переходе на стакан портвейна заработать!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram