Аргументы Недели → Культура № 43(385) от 07.11.2013

Актёрский хрусталик

, 18:02 ,

Елена ПОДКАМИНСКАЯ училась у Александра Ширвиндта в знаменитом Щукинском театральном училище. С 2001 года работает в Театре Сатиры, где играет во многих спектаклях. Елена много снимается в кино, самые известные её роли – в таких фильмах и сериалах, как «Я вернусь», «Дважды в одну реку», «О чём говорят мужчины» и, конечно, сериал «Кухня», который идёт на канале СТС.

- Елена, по сюжету сериала «Кухня» шеф-повар ресторана, которого играет Дмитрий Назаров, и ваша героиня, арт-директор, часто конфликтуют между собой. Какой из скандалов снимали дольше всего?

– Герой Дмитрия Назарова вообще всех своих подчинённых считает «уродами, инвалидами и огузками». Моя Вика пытается открыть шефу глаза на то, как он относится к людям. Для меня эта сцена оказалась очень сложной. Я тогда ещё не совсем освоилась, и с Дмитрием Юрьевичем мы не были настолько близки и дружны. Было много дублей, мне казалось, что Назаров такой огромный, сильный, до него невероятно сложно достучаться. Признаюсь честно: было очень страшно. Я до сих пор не люблю, когда у нас с Дмитрием Юрьевичем конфликтные сцены. Каждый раз испытываю перед ними психологический дискомфорт.

– Кстати, а в реальной жизни вы умеете уходить от конфликтов? Есть какой-нибудь фирменный способ, приём?

– До сих пор не научилась реагировать на грубость и хамство. Если речь идёт о чужом человеке, мне легче закрыться и промолчать. Не воспитывать, не доказывать – просто отдалиться. Если же конфликт происходит с близким человеком, я не успокоюсь, пока всё не проясню. Мне нужно всё понять, разрешить конфликт и жить дальше с лёгкостью в сердце… Что касается фирменного приёма, то мне папа ещё в детстве рассказывал про «стеклянный глаз». Это когда ты не включаешься в обмен ударами, а отстраняешься и не реагируешь на провокацию. Чуть позже, после «нереакции», проясняется ум, появляются другие ясность и устойчивость.

– А чему вас научил Александр Ширвиндт – в Щукинском училище, в Театре Сатиры, которым он сейчас руководит?

– Вспомнилась его смешная фраза: «Лена, не суетись под клиентом!» Дело в том, что время от времени я врывалась к нему в кабинет и стенала: «Боже, жизнь проходит! Ни Джульетты, ни Офелии, ни Чехова, ни Достоевского! Что же делать, я же вроде как драматическая актриса, не только комедийная!» Правда, сейчас многое изменилось. Я, конечно, чувствую боль от несыгранного в классике, но искренне счастлива, когда мне говорят, что я – клоунесса. Для меня это важно и знаково. Ведь самое драгоценное и творчески интересное – это трагикомический жанр, трагифарс. Сплетение пластического и драматического.

Любимые краски, которые мне как актрисе подарил Александр Анатольевич Ширвиндт, – это светлая, мягкая, лёгкая и нежная женщина. Такой нежно-сексуальный лемур… Александр Анатольевич говорит, что злость – недопустимая краска. Я должна недоумевать, удивляться, быть непосредственной, ранимой, беззащитной, распахнутой, открытой, прыгучей… Как брызги шампанского! Александр Анатольевич прививает мне такое «кружевное» существование. В каждой женщине, которую я играю в театре, всегда есть свет, волна женственности, яркости, любвеобильности. В Щукинском училище нас учили, что у актёра внутри есть хрусталик, который поворачивается. Даже упражнение такое было – по Михаилу Чехову – работа над переключением гаммы чувств. Эта способность даёт актёру внутреннюю подвижность, быстроту. «Что за «жернова»?» – иногда кричит нам Александр Анатольевич Ширвиндт. Дело в том, что в игре не должно быть надрыва и страданий, только полёт и искренность. Переключать актёрский хрусталик нужно умело и легко.

– Вы снимались в двух частях комедии «О чём говорят мужчины», где главные роли сыграли ребята из «Квартета И». С кем из них вы наиболее подружились и что было самого смешного на тех съёмках?

– Вообще-то я подружилась с «Квартетом И» немножко раньше: на спектакле «Быстрее, чем кролики», где сыграла одну из ролей. Больше всего дружу с Лёшей Барацем. Дальше всего от меня Саша Демидов, со Славой Хаитом и с Камилем Лариным мы очень тепло и нежно общаемся. С ними всегда легко, они живые, ироничные, правдивые, индивидуальные в своём видении жизни и юморе.

Что касается съёмок в комедии «О чём говорят мужчины»… Первые «Мужчины» были для меня наброском. Я – актриса амбициозная, люблю большие роли, а там появлялась мельком. Но всё равно хотелось сделать что-то интересное даже из тех крупиц. Вторые «Мужчины» прошли для меня как во сне. Я только-только родила, и это был какой-то ад: думала только о том, что у меня наполнилась грудь и надо бежать кормить дочку. Полина присутствовала со мной на площадке, потому что я была сторонницей естественного родительства и вскармливания без бутылок и сосок. Режиссёр Дмитрий Дьяченко ошалевал от того, что я «чудила» в кадре. Я никогда не была так актёрски растеряна, как на тех съёмках. Удивляюсь, что он во мне не разочаровался и пригласил на роль Виктории Сергеевны.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram