Аргументы Недели → Культура № 23(365) от 20.06.2013

Открыли, а как теперь закрыть?

, 18:05 , Писатель, критик, драматург

Уже месяц, с 19 мая, в России вещает Общественное телевидение (ОТР), созданное по идее Дм. Медведева. Форма и содержание нового канала таковы, что вызывают острое желание быстро и безжалостно закрыть это ОТР навсегда.

Создатели ОТР взывают к милосердию: наш ребёнок делает первые шаги, пощадите. Но, друзья, с глубоким прискорбием сообщаем: ваш ребёнок родился мёртвым, притом уже в утробе матери (администрация президента) он был с синдромом Дауна. Так что никаких шагов ни в каком направлении злосчастное дитя сделать не сможет, увы, увы. К просмотру этого канала надо приговаривать в суде, как к общественным работам, такое это мучение.

Прежде всего, новый канал некрасив. Его символ – буква «О», колечко из вращающихся штрихов, знак загрузки в компьютере, синего и тёмно-розового цвета. Интересно, долго ли думали над этим дизайном и сколько заплатили мыслителю? Картинка невыразительна, неинтересна – но она полностью адекватна такому же блёклому и неинтересному содержанию.

Я думала, раз Общественное телевидение, так там людей ярких покажут, проблемы настоящие назовут. А получилось, как в детской игре: «Вам барыня прислала сто рублей, что хотите – то берите, чёрное-белое не называйте, «да» и «нет» не говорите». И ведётся разговор по заданному канону, когда следует постоянно держать в голове запреты.

Так и Общественному телевидению «барыня» прислала свои сто рублей – и на тех же условиях. Никакой политики, с одной стороны, никаких, грубо говоря, лимоновых и прочих хреновых, а с другой стороны, никакого шоу-бизнеса. То есть АБП с мужьями, детями и внучатами. Мало ли в стране интересного – вот на Камчатке вода в реке поднялась, вот учитель научил воспитанников самостоятельно собирать мопеды.

Набрали каких-то документальных фильмов ни о чём. Главная задача – не будоражить и не тревожить. Видела лично большое задумчивое повествование о том, как Сергей Безруков приехал в городок, где жил маленьким, и со слезами на глазах рассказывал, какая у него была чудесная бабушка. Этого, не спорю, общество просто заждалось.

Для имитации ток-шоу позвали А. Норкина («Прав?Да!»), респектабельного джентльмена, который удачно притворяется слабоумным. В одном выпуске, к примеру, утверждал, что России нужен единый учебник по истории. Уж скажите сразу, товарищ Норкин, что России нужен товарищ Сталин, тогда все мелкие вопросы (с учебниками) разрешатся сами собой. Но таких обобщений на нашем ОТР не смеют и выговорить – вы же помните, чёрное-белое не называть… Для молодёжи, чтоб она подавилась, придумали программу «Социальная сеть», которую ведут не пятидесятилетние телелузеры, а тридцатилетние. Идеально, когда в собеседники приглашается девочка, окончившая ВГИК и снявшая белиберду ни про что. С нею, человеком новой формации, можно говорить хоть 24 часа – воспитанница социальных сетей без всякой цензуры не скажет ничего, кроме вздора.

А кроме того, есть «Культурный обмен» с Сергеем Николаевичем.Что ж, культура нынче – горячая точка: сколько проблем, сколько происшествий. Да вы что? Какие проблемы? Благость и благодать. Митрополит Иларион из «Церкви и мира» отдыхает. Николаевич – квалифицированный журналист, много лет пишущий об искусстве, но в лице у него есть занятная особенность: он как будто всё время приятно улыбается. Такой господин Изюм. И чем-то приторно-мармеладным веет и ото всех его разговоров. То Д. Дондурей сидит у него с номером журнала «Искусство кино» (при Дондурее этот журнал перестали читать даже киноведы). «Ах, это правда, что ваш журнал выходит с 1937 года без перерыва?» – «Да!» – гордо отвечает Дондурей. То режиссёр Житинкин в шарфе повествует о чём-то воздушно-возвышенно-фальшивом и тоже сладко улыбается, вызывая желание всех театральных деятелей собрать в один мешок – и в море. Видимо, приторные улыбки и есть предмет «культурного обмена» на нашем ОТР.

Сетуют на небольшой бюджет. Но чтобы пригласить интересных людей в прямой эфир, больших денег не нужно. Скажем, в Петербурге действует канал «ВОТ» (Ваше общественное телевидение), сделанный по этому принципу – круглые сутки прямой эфир, иногда повторы, в кадре ведущий и хороший говорливый гость. Люди жмут на кнопки пульта, задержит гость внимание – смотрят всю передачу. Не идеально, но хоть понятно и осмысленно. А кто будет смотреть бесформенную тягомотину ОТР, где эта аудитория – не представляю.

Получилось именно то, что мы и предполагали, когда идея создания ОТР только прозвучала, – чучело телевидения в полный рост. Имитация, подделка. Может быть, журналисты, работающие сейчас на ОТР, проявили бы себя иначе, если был бы приказ. Но в момент зачатия ОТР уже клубился туман, который вообще свил себе гнездо в личности Дм. Медведева. Он ведь хронически грезил о чём-то прекрасном, но так и не сумел толком объяснить суть своего идеала и как нас, к примеру, приблизит к нему переименование милиции в полицию. Вот и «общественное телевидение», превратившись из грёзы в реальный канал, стало из туманно-прекрасной дамы – глупой безликостью. Трагедия в духе поэта Блока!

Гендиректор ОТР А. Лысенко и его зам А. Пономарёв – настоящие телевизионные зубры. Если они сделали такое телевидение, значит, именно такое телевидение им и заказали. Поди туда, незнамо куда, принеси то – неведомо что. Вот неведомо что и принесли – некрасивое, беззубое. Говорят: это наше дитя. Тихое, не орёт, поскольку умерло. Но журналисты, как сейчас принято, всё ходят по кадру, как ужаленные в одно место, и машут ручонками. А что ручонками-то махать?

Среди целей ОТР есть и такая – привлечь к просмотру телевидения тех, кто перестал смотреть телевидение, прежде всего молодёжь.

Миссия невыполнима, товарищи! Разве что добавить обязательный просмотр ОТР в систему наказаний – вместо условного срока, к примеру. Нет, не выйдет. После суточного просмотра этого уныния, осуждённый может пойти и зарезать кого-то совсем не виноватого…

Скажут: какое общество, такое и телевидение. Нет! Пусть наше общество разрознено, слабо, не сформировало настоящих лидеров. Но оно не бездарно, не лишено ума, оно то и дело заявляет о себе, оно часто транслирует подлинные настроения и мысли нации. Жизнь наша российская бывает тяжела, даже невыносима – но она никак не может быть названа скучной.

А ОТР можно смело назвать синонимом телевизионной скуки.

Лучше никакого общественного телевидения, чем эта профанация. Было бы прекрасно закрыть неудачный проект прямо сейчас, списать траты в графу «убытки», а на оставшиеся деньги – ну, хотя бы издать русскую классику для раздачи библиотекам.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram