Аргументы Недели → Культура № 18(360) от 16.05.2013

Изобильные Канны

, 18:26 , Кинокритик, тележурналист

В программах Каннского кинофестиваля этого года, 66‑го по счёту, который только что открылся, прежде всего выделяется конкурс. Здесь нам покажут свои новые работы лучшие режиссёры планеты, а судить их будет высокое жюри под председательством Стивена Спилберга. Спилберг – тот редкий случай, когда авторское кино, снятое им, становится вполне коммерческим. И это обнадёживает – заведомо коммерчески дохлое кино может не пройти через сито жюри.

Список претендентов на пальму в этом году очень «жирный». Соревнуются известные приколисты братья Коэны («Внутри Льюин Дэвис») и Роман Полански (чёрная эротическая комедия «Венера в мехах» по мотивам одноимённой повести знаменитого Мазоха), парадоксальный Франсуа Озон («Молодая и прекрасная») и закопёрщик фантастического реализма Стивен Содерберг («За канделябром»), исследователь мультикультурности современного общества Джеймс Грей («Иммигрант») и режиссёры из Японии Хирокадзу Корээда («Как отец, как сын») и Такаши Миике («Соломенный щит») и многие другие.

Но Канны славятся не только конкурсом. Второй по значению является программа «Особый взгляд», которую откроет своим новым фильмом «Призрачное кольцо» представительница французской художественной элиты Софи Коппола, победоносно вошедшая в своё время в мир кино остроумной лентой «Трудности перевода». Вне конкурса покажет нам свой новый фильм Джонни То («Слепой детектив»). По красной дорожке пройдёт знаменитый Роберт Редфорд, снявшийся в фильме «Всё пропало» Дж. Си Шандора; и конечно, вне конкурса на открытии уже был показан фильм База Лурмана «Великий Гэтсби», который задал высочайшую планку всему фестивалю.

Известный по таким хитам, как «Ромео + Джульетта» и «Мулен Руж», Баз Лурман достиг полной гармонии в своём новом детище. Да и литературная основа у него была не хилая – шедевр Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби». Безупречный выбор актёров на главные роли наполнил всю историю почти мифологическим смыслом. Посвятивший всю свою молодую ещё жизнь красавице Дэзи Бьюкенен (восходящая суперстар Кэри Маллиган), герой Леонардо ДиКаприо не винит её в том, что не дождалась его, пока он сколачивал состояние, чтобы прийти к ней не с пустыми руками. Он, парень крепкий, абсолютно растворяется в своей любви, пытаясь сделать сказку реальностью. Он выстраивает роскошный замок на другом берегу лагуны, где живёт со своим богатым мужем возлюбленная Дэзи, чтобы любоваться на огоньки их причала. Он устраивает гламурные вечеринки, на которые стекаются все богатые бездельники Нью-Йорка, а также власть имущие из всех сфер жизни, чтобы однажды она оказалась на одной из них.

Картинка всего этого великолепия носит немного пошловатый характер, но здесь и сила База Лурмана: персонажи цепляются за глянец, как за спасение от холода жизни. Не таков герой Тоби Магуайера, который снял простенький одноэтажный домик возле хором Гэтсби (ДиКаприо). Это прекрасная работа актёра, который запомнился ещё у Энга Ли в «Ледяном шторме». Вся история будет развиваться на его глазах – весёлого молодого человека, который не устаёт и работать, и радоваться жизни. Отношение у него к ней сугубо позитивное. Пока. С его помощью произойдёт долгожданная встреча Гэтсби и Дэзи, и фильм вовлечёт нас в водоворот страстей на фоне колоритной жизни 20-х гг., где между гламурным раем жилищ главных героев и чертогами Нью-Йорка расположились страшные руины свалок, по которым будут бродить прокопчённые нищие и которые будут рассекать герои на своих фантастических по красоте коллекционных авто.

Фильм открытия – тот особенный случай, когда праздник должен быть как в кинозале от пережитого художественного потрясения, так и на красной дорожке, по которой идут звёзды, позируя фотографам и операторам. Публика места вокруг занимает заранее, чтобы поприветствовать знакомые лица. Купаясь в аплодисментах, прошла группа «Великого Гэтсби». Конечно, в центре внимания Леонардо ДиКаприо, который хорошо стареет – ему всё ещё удаются романтические чувства. Линия «Титаника» и «Ромео + Джульетта» продолжается.

Продолжается и фестиваль, так что в следующем номере я расскажу о самом интересном, что было за неделю, а мою традиционную телепрограмму «Тихий дом» о Каннском кинофестивале смотрите 26 мая на Первом канале.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram