Аргументы Недели → Культура № 17(359) от 07.05.2013

Людям грустно, птицам весело

, 09:17 , Писатель, критик, драматург

В московском Театре Ленком состоялась премьера спектакля «Небесные странники». В его основе – оригинальная композиция Марка Захарова по произведениям Аристофана и Чехова.

«Сценическая фантазия» – так обозначил Захаров жанр своих «Небесных странников». И действительно, новый спектакль странен и причудлив, к нему в полной мере подходит определение «гротеск».

Захаров взял комедию Аристофана «Птицы» и рассказы Чехова «Попрыгунья», «Хористка» и «Чёрный монах». Но использовал для своей «фантазии» не сам текст, а образы и мотивы авторов. Конечно, если был бы жив Григорий Горин – любимый драматург Захарова, он мог бы поручить эту работу ему, но Горина нет, и никого похожего среди драматургов режиссёр не нашёл. Справился сам.

Как волшебник из «Обыкновенного чуда» Шварца, который хотел поговорить со своей женой о любви и затеял разыграть в жизни мудрую сказку, Захаров хочет поговорить со своим зрителем о человеческом и нечеловеческом. О человеческом достоинстве, которое атакуется с неба агрессивными и безжалостными «птицами» (в спектакле «Небесные странники» это скорее демонические существа, насмешливые и безжалостные). И о людях, слабых и растерянных, которые всё-таки могут сохранить свою душу. Не дать расхитить её и расклевать…

«Птицы» (шесть молодых актёров), подстрекаемые своим предводителем Удодом, носятся по сцене, искушая и обманывая людей. Их хищная озорная пластика отлично придумана хореографом Сергеем Грицаем, которого Захаров даже записал сопостановщиком спектакля, так значителен его вклад в гротескные причуды «сценической фантазии». Зловещее и шутовское свободно сочетаются в этих «птицах», которые когда-то сознательно отказались быть людьми. Быть людьми – какая скука! Удел смертных жалок и ничтожен. Разве сравнишь его с вольной жизнью летающих тварей, которые могут свободно затевать войны и революции, морочить людишкам головы и вечно искушать их свободой, которой у смертных быть не может.

Люди в спектакле представлены доктором Дымовым и его женой Ольгой Ивановной, садоводом Песоцким, художником Рябовским и шутом-телеграфистом Чикильдеевым. «Птицам» удалось заморочить почти всех. Особенно телеграфиста (Иван Агапов), решительно превратившегося в эдакого «человека-пингвина», наглого и жалкого шута, воображающего себя буревестником революции. Но доктора и садовода сбить с толку «птицам» не удалось. Потому, что это люди, преданные делу, чистые и честные. Песоцкий (Сергей Степанченко) тревожится о будущем своего сада, который может достаться чужим людям, и в его грустных рассуждениях видна сильная лирическая нота – судя по всему, эта тема тревожит самого Марка Захарова. Дымов (Александр Балуев), растерянный и печальный, изо всех сил сопротивляется зыбкому и коварному миру, наполненному хищным клёкотом обаятельных и противных «птиц». Самому «чёрному монаху», уже очевидно демоническому призраку, даёт отпор грустный доктор в чёрном пальто – не хочет никаких искушений властью, не желает стать сверхчеловеком. Дымову достаточно быть человеком – и в свихнувшемся мире он единственный нормальный. Балуев в кино последнее время играет исключительно сильных и волевых персонажей, но на сцене Ленкома он предстал разнообразным: и нежным, и усталым, и любящим, и растерянным. Хранящим достоинство без всякой надежды на понимание… Александр Балуев нечасто появляется на отечественной сцене, и есть надежда, что он на этот раз найдёт своё место в коллективе Ленкома. Мужчины с таким чеканным профилем – у нас редкость.

А вот кого «птицы» полностью заморочили, так это глупенькую Ольгу Ивановну, женщину с вихрями в голове, которая отчаянно тянется к «прекрасному», к талантам, к художникам – а это всего лишь богемное шутовство, сборище наглых обманщиков. Александра Захарова в этой роли создаёт прелестный и убедительный этюд о несчастной дамочке, в самой природе которой есть нечто «птичье». Она щебечет и оправляет «пёрышки», мечется в поисках небывалых возвышенных ощущений и бросает своего Дымова, единственную ценность и опору в безумном мире. Где небесные существа сходят на землю не помочь человеку, а замучать его, унизить и опозорить.

«Небесные странники», как всегда у Марка Захарова, – энергичный спектакль, состоящий из коротких эпизодов, чётко нанизанных на стержень бодрого темпоритма. Двигаются деревянные реи, украшенные горящими неоновыми трубками, порхают превосходно двигающиеся «птицы», что-то даже взрывается с пугающим звуком – но в глубине, в существе спектакля лежат «нежные чувства».

Грусть о супружеской любви, которая разрушена по воле рока. Растерянность перед миром, где человека явно вытесняют с родной земли какие-то непонятные существа с неизвестной целью. Уважение к тем, кто сопротивляется всяким «птичьим» искушениям и сохраняет достоинство, которое бывает даже у смертных – а может, только у них и бывает. И искры весёлости, которая никогда не покидала режиссёра Марка Захарова, – в «Небесных странниках», при всей печали этого сочинения, есть немало забавного.

Есть в новом спектакле Ленкома и некоторое презрение к поверхностным публицистическим суждениям, к тупой «актуальности». Это всё тоже птичье шутовство. А порядочным людям куда больше приличествует грусть – хорошее и вечное человеческое чувство.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram