11 декабря закончилась великолепная земная жизнь Галины Павловны Вишневской. Женщины, которая успела и смогла всё, что возможно.
Её называют русской Каллас, но это неверно. Счастливица Вишневская не знала таких, как у Каллас, любовных драм, и лирическая пронзительность никогда не была её стихией. Нашёлся человек, окруживший её бронёй великой – без преувеличения – любви. Другой ветер наполнял этот могучий парус: сила жизни, воля к преодолению обстоятельств, жажда победы и торжества.
В жизни Вишневской есть нечто сверхъестественное, необъяснимое, несводимое к «золушкиному набору»: вот, дескать, трудилась-трудилась девочка Галя Иванова из Кронштадта, да и дотрудилась до царского состояния.
Её сверстницы из отряда противовоздушной обороны, защищавшего Ленинград, я думаю, так и померли в коммуналках. Галина же Павловна с Мстиславом Ростроповичем приобрели в новом веке особняк на Кутузовской набережной (Санкт-Петербург) – купив сорок две квартиры. И это, уж извините, сказка явно не о труде, хотя и Вишневская, и Ростропович трудяги каких поискать.
Голос? Голос у Вишневской был от Бога. Но в ХХ веке немало носительниц божественного голоса с трагической судьбой. А если дарована ещё и красота, уровень тревоги возрастает.
Нет, это сказка-история о силе Русской земли, которая ищет и находит себе избранников, – и в ней и талант, и удача, и настоящее величие. И если кого выберет – наградит без всякой меры, которой Русская земля не знает. И рыщет эта сила среди людей искусства – потому как не в политике же ей рыскать. И создаёт эта сила дивные образы – вот, скажем, Хозяйка Медной горы из «Малахитовой шкатулки» Бажова. Чем объяснить, что это и есть – Галина Вишневская?!
Вроде бы женщина, прекрасная женщина… а вроде как и не совсем человек. То есть человек, но не из грешной плоти. А будто бы из каменьев самоцветных или металлов драгоценных. «Порода» – так ведь говорят и о людях, и о рудах.
Да, голос, талант, трудолюбие, красота, обаяние – но и характер. Галина Павловна впечатывалась в память навечно даже тем, кто никогда не слышал ни единой ноты, ею взятой. «Барыня приехала!» Без всяких стилистов Вишневская придумала и воплотила свой величавый облик – с прямой спиной, «царско-боярскими» одеждами, высоко уложенными волосами над упрямым лбом и пронзительными умными глазами.
Когда Ростроповича и Вишневскую выдворяли из Советского Союза, многие их коллеги подписали одобрительное письмо. Вишневская освобождала место примадонны, на которое были желающие. Тогда ей ещё завидовали, а потом завидовать перестали. Завидовать имеет смысл чему-то одному: голосу, карьере, семейному счастью, здоровым детям, богатству. Когда же перед нами всё вместе и сразу – завидовать бессмысленно, это – избранник. На нём благодать. Надо стараться быть к нему поближе.
Даже кончина Вишневской выпала именно такая, о какой молят православные, – «безболезненна, непостыдна, мирна». Женщина-исполин проделала огромный путь длиной в 86 лет, родила детей, исполнила все предназначения и упокоилась рядом с мужем. На родине. Нет, на Родине – позволим себе роскошь Большой Буквы для Большой Женщины.