На днях вышел президентский указ о новом составе президентского Совета по культуре и искусству. Из него убыли 10 человек и прибыли 22. Изучение колебаний державной воли – старинное русское занятие, так что поупражняемся!
Главная новость, собственно, одна: под ротацию попал Никита Михалков, что и вызвало некоторое злорадное оживление в умах. Михалков значится в списках оного Совета с 1996 года. Стало быть, его уход означает впадение в легкую, бескровную немилость Кремля, совершенно естественную после лихого письма режиссера в Министерство обороны (которое полностью опубликовали «АН»).
Однако в отношении остальных убывших из Совета принцип немилости явно не действует – ну чем могли провиниться балерина Светлана Захарова, актриса Елена Яковлева или дирижер Юрий Темирканов? В отношении политики это не люди, а голуби. Нет, перед нами не четкое рациональное распоряжение, но хитрая «византийская» история. Осуществленная, конечно, не самим президентом, а его бюрократическим аппаратом, который всегда знает, что нужно Главной голове.
Михалкову, конечно, дипломатично «просигналили» о реакции в верхних слоях атмосферы на его поведение. А прочим никакого сигнала не было – просто освобождали место для неких более подходящих в данное время кандидатур.
Кто же прибыл в новый состав Совета по культуре и искусству? На первый взгляд принципиального отличия убывших от прибывших нет. За редким исключением это авторитетные люди, весомые профессионалы. Кинорежиссер и глава «Мосфильма» Карен Шахназаров и организатор современного искусства фотографии Ольга Свиблова, дирижер Владимир Спиваков и руководитель хора имени Пятницкого Александра Пермякова, мастер аудиодизайна Андрей Макаревич и оперный режиссер Василий Бархатов, танцовщик Николай Цискаридзе и пианистка Екатерина Мечетина… А если вам не попадалось, скажем, имя литератора Алексея Варламова – вы, батенька, сами виноваты: Варламов автор множества добросовестных книг в серии «ЖЗЛ» (Булгаков, Грин, Ал.Толстой и другие). Правда, если вы не знаете, кто таков новый член Совета по культуре и искусству режиссер Евгений Писарев, я вас прощаю. Этот прыткий молодой человек еще мало себя проявил, но в темных глубинах нашей «византийской» государственности ему явно светит какая-то сильная звезда.
Имея за плечами всего-то разухабистого «Конька-Горбунка» в МХТ, Писарев стал главным режиссером Театра имени Пушкина в Москве через несколько дней после смерти прежнего руководителя Романа Козака. Однако Писарев, равно как и загадочный дизайнер Игорь Гурович, – это исключение, в основном все имена «на слуху».
Есть ли хоть что-то общее в мировоззрении, в гражданской позиции, в стиле поведения новых членов Совета по культуре? Мне кажется, есть. У меня такое чувство, что я разгадала «секрет его совета». Со многими из новоприбывших Дм. Медведев в течение года встречался и беседовал лично в непринужденной обстановке – вспомним хотя бы встречу с молодыми деятелями искусства в центре Ольги Свибловой. Но я, надо сказать, тоже многих членов нового совета знаю лично или видела близко. И вот что могу засвидетельствовать.
Это все индивидуумы разных степеней дарования и гражданского темперамента. Но у них есть общая черта – это вежливые, воспитанные люди с тихими голосами. Они не приносят в атмосферу разряды молний, не делают резких, отрывистых движений, не нагнетают обстановку излишней эмоциональностью. Их не окружает аура скандала. Кстати сказать, об их деятельности, как правило, нет и особенных споров. Президенту будет спокойно и удобно разговаривать с такими удобными и спокойными людьми. Стиль поведения новоприбывших совпадает в общем-то со стилем самого президента.
Правда, к примеру, вежливый Цискаридзе своим тихим голосом может говорить убийственные вещи. Я помню, как в программе «Линия жизни» Цискаридзе напрямую обвинил балетных критиков, обслуживающих одну известную театральную премию, в коррупции. Но, я так понимаю, говорить на Совете можно как угодно революционно по существу – главное, чтобы по форме все было тихо и элегантно. А вообще-то и говорить особенно не придется – встречи президента со своим советом редки и бывают не каждый год.
Прикиньте, в Совете сейчас – 46 человек. Занятых, активных профессионалов. Каким таким волшебным способом их можно собрать вместе хотя бы раз в году? Могут ли они коллегиально выработать хотя бы одну точную, ясную рекомендацию президенту?
Ну, расскажут ли они ему, к примеру, что в настоящий момент в стране нет ни одной общероссийской радиостанции, которая занималась бы культурой и хотя бы транслировала классическую музыку? («Радио России – Культура» отключено три года назад от федерального эфира и вещает только на столицу.) А кто поведает о положении дел в провинциальных театрах? Бархатов? Писарев?
Вопросы пользы и смысла этого Совета оставим в покое. Византийский (темный, непрозрачный) образ действия нашей государственности, которой, оказывается, в будущем году исполняется 1150 лет, давно отучает нас думать об этих предметах.