Аргументы Недели → Культура № 26(267) от 07.07.2011

Елизавета Боярская как настоящий мужчина

, 18:06 , Писатель, критик, драматург

На Московском фестивале состоялась премьера комедии «Пять невест» режиссера Карена Оганесяна, а в недалеком будущем фильм выходит на экраны. Многих зрителей ждет глубокое изумление.

Победа. 1945 год. Летная часть задерживается в Германии, молодые летчики тоскуют о женской ласке. Один из них (это герой фильма в исполнении Данилы Козловского) отправляется в короткую командировку на родину, где у его друга есть невеста по переписке в одной смоленской деревне. И тогда изголодавшиеся парни поручают герою неслыханное задание: взять их служебные удостоверения, как-то исхитриться поставить заветный штамп и привезти жену каждому. Четыре штуки.

Брать, что получше!

Такого еще не было. Ни в истории человечества, ни в истории культуры человечества. Уж где-где, а в этом вопросе человек всегда стремился к единоличному выбору. Но в картине «Пять невест» герою поручено привезти любое подходящее женское мясо, как будто он едет в супермаркет.

Ну, так в общем он в супермаркет и едет – поскольку Россия представлена тут как пышущая жаром оголтелая женская плоть в промышленном количестве. Взяв попутный грузовик, герой с ходу обнаруживает там за баранкой Елизавету Боярскую, переодетую в мужской комбинезон и промасленную кепку. Чумазая чертовка хороша уже до невыносимой степени, но дальше появляются:

Светлана Ходченкова, натуральная блондинка с длинной точеной фигурой;

Юлия Пересильд, натуральная блондинка с голубыми глазами и фигурой, правильно округленной в нужных местах;

Ирина Пегова, русая и щедро улыбчивая, с выдающейся грудью, впрочем, это скорее то, что в старину называли «перси»;

Какая-то примкнувшая к ним Ксения Роменкова, для разнообразия рыжая.

И наконец, Марина Голуб – женщина, которая в состоянии отмыть любой унитаз и раскусить любого врага, – в роли свирепой с виду Комендантши, рассекающей поля на мотоцикле в поисках непорядка.

Естественно, невесты впереди собственного визга бегут к неизвестным женихам – раз в супермаркет выкатили тележку с бравыми летчиками, тут не до выбора, хватай любого. Что это вообще за идиотская идея – выбор! Вот навязали на нашу голову. Так хорошо – заказал бабу, привозят бабу. Дают где-то мужика – беги бери и ничего не спрашивай.

И становится понятно, что дурацкий сюжет – не главное в фильме. Это, конечно, никакой не 45‑й год, тем более никаких явных примет времени и нет. Ну, избы, печки, лошадки и грузовички – так это все непотревожено и поныне. Нет, перед нами греза режиссера, неравнодушного к русской женщине, ко всем ее нежным выпуклостям и ямочкам, к мягкому свету ее глаз, к ее березово-родниковому сиянию. Карен Оганесян очевидно восхищен и очарован своими актрисами, и такое впечатление, что сам он лично женился бы прямо на всех и немедленно.

Такое бывает с восточными мужчинами. А вот с русскими мужчинами (если им не за 70) такого не бывает, и свет желания давно не озаряет их фильмы. Они, как правило, заняты собой и состоянием своего кошелька. Ходченкова, Пегова и Пересильд могут водить вокруг них хороводы, скинув одежды, – они и не моргнут.

Да и сентиментально-идиллическое изображение русской деревни явно не под силу представителям титульной нации. Так что простим режиссеру небольшую вольность: в группе летчиков, согласно каким-то новым неписаным нормам отечественной политкорректности, – трое русских, один украинец и один армянин…

Единственная пара, сложившаяся в ходе личного знакомства и совместной добычи невест, – Козловский и Боярская. Женственная прелесть Боярской, осложненная мужиковатыми замашками бывалого шофера, представляет собой абсолютную ценность нашего искусства. Хотелось бы только, чтобы до увядания оной прелести актриса все-таки успела сыграть в настоящем кино. Как была бы она хороша в шекспировских комедиях, где женщины переодеваются в мужское платье!

А вот Козловский меня удручает мертвенной неподвижностью своего бесспорно красивого лица. Надо ведь было еще в школе развивать лицевые мускулы, раз в актеры собираешься, – но у него ничего не двигается ни в каких направлениях. Вот поучился бы хоть у Валерия Золотухина, который в «Пяти невестах» играет небольшую роль рыжего деда, лихо оплодотворяющего безмужнюю деревню. Брови, ресницы, щеки, носогубные складки, скулы – все танцует, прыгает, создает комические эффекты за полсекунды. А герой Козловского в любых ситуациях – как выструганный из дерева.

Эдак можно в триллерах, для комедий надобны живчики…

Как помнится, была такая картина режиссера В. Мельникова – «Семь невест ефрейтора Збруева». Тоже комедия, и тоже куча женщин (с живыми и прописанными характерами), и тоже всякие нелепости и забавности. Но – в пределах вероятного и разумного. Без попирания элементарного здравого смысла. А тут извольте видеть, как в 1945 году летчики заочно женятся, да еще свободно привозят этих жен из России в Германию. Да, сюжет в этой картине не так важен, как «сверхсюжет», но все ж таки полная ложь предлагаемых обстоятельств малоизвинительна. Тем более фильм выйдет в широкий прокат.

Интересно, когда иссякнет тот загадочный палец, из которого современные сценаристы высасывают свою ахинею? Нельзя ли не просто показывать аппетитных женщин на экране, но придумывать им связные истории?

Но в большое кино женщин что-то плохо пускают, и женских ролей в нем мало. А в ахинею – пожалуйста. В качестве вкусного мяса, объекта желаний.

На это еще есть любители. Особенно среди режиссеров, чьи фамилии оканчиваются на «швили» или «ян».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram