В театре «Модернъ» идут просмотры нового спектакля по пьесе Славомира Мрожека «Счастливое событие». В главной роли – народный артист России Валерий Золотухин.
Валерия Золотухина нельзя назвать баловнем судьбы: ударов и подлостей от нее он получал немало. Начать с того, что актер родился… в июне 1941 года. Трудно такое назвать везением! Да и творческая жизнь его сложилась не без извилин. В театре на Таганке, где он служит более сорока лет, у Юрия Любимова частенько находились актеры более заветные, чем Золотухин. Хотя и там он занимал свое, особенное место, давал необходимую для уникального ансамбля Таганки «ноту». Свою, нутряную, «золотухинскую». Которую знает каждый, слышавший его душевно-истошное и вместе с тем юморное пение.
Крупные, вроде бы простецкие черты лица – с такими Гамлета не дадут. Хотя мог бы и Гамлета сыграть, но тоже своего, особенного. Фильмы «Хозяин тайги» и «Бумбараш», прославив Золотухина, заключили его в рамках амплуа «комика-простака». Правда, с героическим оттенком. Парень из народа, с хитрецой и задним умом, однако же добрый и славный, не подведет ни в бою, ни в любви. Среди киноролей Золотухина удивительным островком выделяется Моцарт, сыгранный в картине «Маленькие трагедии» по Пушкину. Это уже не простак (хотя в чем-то и простак) – чувствуется иной масштаб личности.
Этот масштаб всегда чувствуется и в самом актере – поет он или пишет искренние книги воспоминаний. По работам последних лет видно, что Золотухин не остановился – растет, крепнет, становится все более занимательным и притягательным. Что он там сыграл в сериале «Мастер и Маргарита» или в «Ночном/Дневном дозоре» – промельк, почеркушка малая. А глаз не отвести и не забыть. Крепко, здорово сделано, мастерски.
И вот Золотухин – наконец! – получил большую роль в театре. Светлана Врагова, восстанавливая в новой редакции свой спектакль «Счастливое событие», пригласила его для участия в оригинальнейшем зрелище.
До Золотухина, в 1999 году, ее играл, изумляя публику, Спартак Мишулин. Теперь пришел черед Золотухина.
Дело в том, что постановка этой пьесы С. Мрожека – настоящий театральный авангард. Который не в том состоит, чтобы издеваться над классикой, обливать актеров водой или раздевать догола без надобности. Театральный авангард – это новое, эксцентричное выражение сложных мыслей, которые не выразишь простым языком бытового театра.
«Счастливое событие» в театре «Модернъ» – это нарядный, веселый и праздничный конец света. В дом-крепость сурового генерала, могучего воинственного отца (В. Золотухин) приходит некто с чемоданчиком. Пришелец (П. Чукреев) – не то бродячий комедиант, не то фокусник, не то анархист, не то жулик. Он весь в постоянном движении и говорении, он неуловим, обаятелен и невнятен. А грозный отец-генерал, хранитель устоев, распевно читающий Библию, блюдет в своем доме строгие порядки, основанные на его собственном понимании Бытия. Своему придурковатому жалкому сыну (в этой роли с трудом узнаешь красавца-героя «Модерна» Олега Царева) он категорически запрещает спать с женой. От этого бывают дети – а от детей происходят все беспорядки. Если бы Бог-отец вовремя вмешался и предотвратил то первое грехопадение, мы до сих пор жили бы в раю!
Но жулик-пришелец затягивает генерала в игру. И тот проигрывает в карты судьбу своей семьи – а может быть, и всего злосчастного нашего мира. Муж познает жену, и от этого рождается чудовищный Младенец-дегенерат (потрясающий комедийный актер Сергей Пинегин). Отец повержен! Теперь возможно все: некому выпороть младенца ремнем, некому внушить строгие правила жизни. Наступает хаос…
У спектакля Враговой – острейшая театральная форма. Все второе действие, к примеру, проходит на батуте, где персонажи подпрыгивают и делают головокружительные кульбиты и пируэты в воздухе. Под стать остроумному абсурду автора. То и дело возникают танцы, военные марши, всякие веселые и эстетически привлекательные дивертисменты. Но главное все равно – за актерами, за их способностью быть «акробатами и философами» одновременно.
В такой острой форме Золотухин существует как рыба в воде. Его мрачный и строгий самодур-генерал отчаянно смешон при всем величии. Трагизм этого сильного человека в том, что он может сражаться с такими же, как он. А супротив безликого, подвижного, артистичного, игрового зла он бессилен. С Золотухиным в спектакль входит и тема старого театра. Величественного театра, который когда-то был полон смысла, а теперь застыл в упрямой рутине. Театра, который теснят и обыгрывают ловкие черти-проходимцы!
Профессионализм Золотухина способен доставить зрителю огромное наслаждение. Великолепная дикция, полное владение богатством интонаций, скупая и притом отчетливая и выразительная мимика. Ни лишнего движения, ни пустого слова! Золотухин не выманивает у зрителя реакцию – но властно держит его в кулаке, как и всю роль.
Актеров такого класса сохранились единицы. Видеть их на сцене в большой роли, да еще когда режиссер не превращает артистов в винтики-марионетки своих скудных фантазий, а выстраивает вместе с ним целую партитуру роли, – настоящее зрительское счастье.