Аргументы Недели → Культура № 9(199) от 11.03.2010

Ленин со Спасской башней на голове

, 18:41

К фестивалю «Золотая маска», где Мариинский театр показывал балет Р. Щедрина «Конек-Горбунок» в постановке А. Ратманского, маэстро Валерий Гергиев не поспел. Сыграли без него.

Незамеченный в большом интересе к балету, Гергиев, однако, лично инициировал эту постановку. Видимо, решив вспомнить молодость - почти 30 лет назад тогда еще совсем молодой дирижер дебютировал с этим балетом Родиона Щедрина в Мариинке. А Ратманского маэстро вообще хотел видеть худруком своей балетной труппы. Ратманский на уговоры, говорят, не поддался - уплыл в Америку, но свой первый спектакль после ухода с поста худрука Большого театра поставил именно в питерской цитадели классического балета.

Для Щедрина эта его ранняя, еще студенческая работа тоже знаковая. На ней, по собственному признанию, он «поймал» в свои музыкантские руки неземную Жар-Птицу - Майю Плисецкую. Ей эта партитура и посвящена. Спектакль был поставлен в Большом театре ровно 50 лет назад.

Ратманский в новом «Коньке-Горбунке» поддал политических аллюзий, правда, не слишком актуальных. Плюгавенький царь с бородкой и Спасской башней на голове удивительно похож на Ленина из анекдотов. Бородатых бояр, которым царек раздает щелбаны, так же обрядили в рубахи с выписанными на них зубцами кремлевской стены.

Своей оригинальностью балет обязан не столько Ратманскому, сколько одному из «митьков» Максиму Исаеву (выдвинут на «Золотую маску» в номинации «Лучшая работа художника»). Тот и одарил спектакль кубическими декорациями в стиле супрематизма: красные квадраты, кресты, желтый трон, напоминающий русскую печь. Наконец, прямо скопированы с картин Малевича мужики с кривыми бородами. Супрематическим прозрачным кубом-аквариумом оказался и котел с булькающим кипятком. Чтобы избавиться от престарелого жениха, в нем уговаривает царя искупаться сметливая садистка Царь-девица (выдвинутая на «Лучшую женскую роль» вполне стабильная Алина Сомова).

Подводное царство предстало, правда, сущим «поп-артом»: лица его обитателей намалеваны перевернутыми прямо на груди (будто отражены в воде). Костюмы у «подводников» и вовсе в стиле унисекс: даже на мужчин надели юбки. Впрочем, в балетах Ратманского - это уже довольно заезженный прием.

Как всегда, у Ратманского явственны перепевы собственных мотивов. По привычке постмодернистов подтибрены и цитаты из авангардных балетов серебряного века (особенно много у Фокина и Нижинских) или из советской классики (подергивание плечиком а-ля Майя Плисецкая, например). Ну и конечно, тонкий хореографический юмор, который выходит у хореографа особенно хорошо. В общем, Ратманский как Ратманский - ничем не поразил, но и не разочаровал.

 

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram