3 декабря в прокат выходит картина режиссера Сергея Снежкина «Похороните меня за плинтусом» - экранизация знаменитой автобиографической повести Павла Санаева.
В истории, описанной Санаевым, угадываются известные люди: «карлик», за которого вышла замуж его мама Елена Санаева, - это Ролан Быков, а дед - популярный советский актер Всеволод Санаев. Но дело, конечно, не в этом. Автор создал человеческий документ огромной силы - повесть о страданиях ребенка, на которого обрушилась драма ревнивой, почти безумной любви родственников. Болезненный восьмилетний мальчик живет в эпицентре урагана - его бабушка пытается завладеть им окончательно и единолично, оторвав от всех прочих привязанностей.
Фильм Сергея Снежкина замечателен прежде всего актерским ансамблем: здесь играют Светлана Крючкова (бабушка), Мария Шукшина (мама), Алексей Петренко (дед), Константин Воробьев (мамин муж), а также трогательный ребенок Саша Дробитько.
Сказать, что картина стала адекватным воплощением повести Санаева, нельзя. Это довольно самостоятельное произведение. Повесть куда живее, разнообразнее и забавнее - фильм же получился законченно драматическим.
В начале картины, бабушка (Крючкова) расцарапывает себе лицо и так и ходит все 110 экранных минут с красными полосами на щеках. Это чересчур. И многое в картине - чересчур. Особенно сцена неудачного бегства мальчика из дома, после того как ему поставили клизму.
Тема и так больная - террор и родственной любви известен чуть не каждому. Детей рвут на части в судах, похищают, изолируют, мучают непосильными переживаниями. И это не только русская проблема - она болит у всего мира. Да, эгоистами движет любовь. Но это уродливая, жестокая любовь - террор, любовь-наказание. В повести эта боль проступает из шутливого рассказа маленького человечка, который попал в беду такой любви, но вообще-то от природы он приветлив и жизнерадостен. После картины Снежкина возникает желание оградить детей от бабушек. Между тем бабушка, изображенная Санаевым, - характер, строго обусловленный исторически и сходящий на «нет» в современности. Это тип женщины, рожденной в начале века и рассчитывавшей не без оснований на лучшую долю. Тип женщины, вынесшей на своем горбу две войны, сталинский террор, все кошмары послевоенного быта. Любой ценой спасти детей было их кредо, надрыв - стиль жизни. Их озверение, их непрерывная ругань и ужасающая грубость нрава были предопределены чудовищной историей ХХ века, которая всей нечеловеческой тяжестью легла им на плечи... На фоне тошнотворных семейных сериалов с их вылизанной отгламуренной картинкой - мрачный и беспощадный колорит «Похороните меня за плинтусом» выглядит как эстетическая бомба. И все-таки, мне кажется, режиссер слишком увлекся, видимо, волнующей его темой женской агрессии, женского семейного деспотизма - ведь и нежная красавица мама - Шукшина тоже не без дракончиков в душе и ведет поединок с бабкой на равных.
А дело не в мужском и женском, а в общечеловеческом - какой бы пол ни дорвался до тирании, до мучительства над ближним, он будет отвратителен и мерзок.