Аргументы Недели → Культура № 41(179) от 15.10.2009

Клоуны для богатых

, 20:43 , Писатель, критик, драматург

Образ клоуна из старых фильмов - бедного, доброго, грустного, бескорыстного чудака, всегда готового помочь маленькому человеку, - надо забыть. Это иллюзия, а реальность такова: артисты из шоу Полунина в основном богатые, преуспевающие люди с выгодными контрактами, с изрядным запасом имущества. Поэтому странно было бы ждать от них, чтоб они издевались над богачами или печалились о несовершенстве мира. Их в этом мире явно все устраивает. Поэтому их шутки и проказы носят исключительно абстрактный характер, а стоимость билета в партер превышает пять тысяч рублей.

Я не говорю, что это плохо, я констатирую факт. Но, признаюсь, жалко мне того, бедного цирка с опилками, собачками и больным слоном, где клоуны были на своем месте. Теперь они покинули цирк и зажили отдельной жизнью в собственных шоу. Спрос на смех таков, что это занятие стало очень выгодным, если, конечно, ты сумеешь сделать себе имя.

Имя Полунина так громко, что артист позволяет себе вовсе не затрачиваться на сцене. В гала-концерте «Всемирного конгресса дураков» он выходит на сцену три раза - сначала просто так, «показать Вия», потом в невнятной клоунаде с веревочкой на пару с Георгием Делиевым и в финале - в знаменитом, но уже за двадцать пять лет поднадоевшим «Низя!!!» с Леонидом Лейкиным. Но ладно, будем считать, что артист решил выдвинуть на первый план своих друзей-клоунов, а сам деликатно стушевался.

Гала-концерт ведет Андрей Максимков и делает это легко и мило, пытаясь скрыть факт полного отсутствия режиссуры. (В режиссерах значится известный осваиватель бюджетов Виктор Крамер.) Сцену бесполезно загромождает огромная желтая кишка-труба, которая, видите ли, символизирует одну извилину в мозгах дурака. А сколько извилин у режиссера? Он понимает, что клоуну вообще-то нужна пустая сцена или что декорации надо как-то обыгрывать?

Шоу толком не выстроено - единственным «сквозным действием» является комическая попытка Лейкина прорваться к микрофону и рассказать жутким голосом страшилку про ведьму. Это очень забавно, но, думаю, изобретено самим Лейкиным. А так концерт как концерт, по структуре сумбурный, по качеству - неоднородный.

На «Всемирный конгресс дураков» прибыли несколько крупных талантов. Но все-таки мы вряд ли нуждаемся в импорте юмора. Скажем, Питер Питофский (США), крупный лысый парень с бычьей шеей и бешеной пластикой, отлично показал Сталлоне и Де Ниро. Но у нас с нашим национальным природным даром подражать всем и всему такое умеет каждый второй. Как-то скромно выступил блистательный артист, одессит Делиев, когда-то создавший уникальную труппу «Маски-шоу». Непонятно, что с ним сейчас происходит там, на Украине. И отчего он нам об этом не рассказывает в своих клоунадах, предпочитая абстрактный юмор «ни о чем»?

А вот Андрей Жигалов и Евгений Воронин показали первоклассные номера. Жигалов, выступающий без грима, разыграл отличную пантомиму о маленьком, злобном и трогательном придурке, который всячески пытается помешать выступать солидному корпулентному артисту. Воронин же соединил клоунаду с иллюзионом, сочинив образ «джентльмена-неудачника», таинственного фокусника, у которого не выходит ни один трюк. Однако он не теряет хладнокровия и все так же лихо сверкает моноклем! Номер сделан на пять с плюсом - в нем нет никакого сумбура и невнятицы, которых вообще-то в гала-концерте было немало.

 Проект Славы Полунина, конечно, коммерческий. Дураки нынче не такие дураки, чтоб даром работать! Майки с надписью «Низя», программки по 350 рублей... клоуны для богатых продают смех, и ничего дурного вроде бы тут нет. Но сопоставимы ли цена и качество?

По-моему, нет. Хотелось бы побольше творческих затрат. А то обыкновенный «концерт с участием зарубежных артистов», как выражались в советскую старину, выдают за нечто небывалое. Настораживают и приветственные слова Полунина, опубликованные в буклете. «Наши олигархи и политики, - утверждает клоун, - совсем не умеют больше стучать башмаком по трибуне и устраивать дебоши в парламенте. А мы могли бы их научить тратить деньги всем на радость!»

Ужасная мысль приходит в голову! А не надоело ли вообще Вячеславу Полунину валять дурака, не разлюбил ли он сцену и не мечтает ли как-то протыриться в те дивные места, где люди не сеют, не пашут, а тратят деньги всем на радость?

От таких настроений, конечно, вдохновение улетучивается. И летит прочь от их миллионных контрактов, от иноземных кабаре, забитых сытыми болванами, от коммерческого «чеса» по родной стране, который выдается за благородный конгресс бескорыстных «дураков»... Куда же лететь вдохновению?

Может, туда, где на разбитых дорогах тащится потешать нищую детвору бедный старый цирк?..

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram